Анна Скавитина
психолог, юнгианский аналитик
Основное
Аналитический психолог, член РОАП (Российской ассоциации аналитической психологии), аналитик и супервизор IAAP (International Association Analytical Psychology), работала как супервизор в Институте Юнга (Цюрих, Швейцария).
С 1998 года ведет авторскую двухлетнюю мастерскую для профессиональных детских психологов, желающих повысить квалификацию. Недавно появились методическая группа для будущих преподавателей и группа для профессиональных детских аналитиков, давно работающих с детьми. Сегодня уже около 300-350 психологов прошли обучение у Анны Скавитиной и работают с детьми в разных городах и странах мира.
Скавитина родилась во Владивостоке. С детства мечтала стать психологом, хотя тогда еще мало знала об этой профессии: в то время в городе не было факультета психологии. Анна проводила много времени в научной библиотеке, читая книги про устройство мозга и теории личности. С успехом закончив физико-математическую школу, она легко поступила на физический факультет, потому что «а куда еще, если психфак за тридевять земель». В университете Скавитина познакомилась с преподавателями педагогики и психологии, с которыми ее на всю жизнь связала тесная дружба. Тем не менее она не оставила мечту о психфаке.
Попытки уйти с физического факультета и уехать далеко на факультет психологии пресек декан факультета. Ему очень нравились активные студенты, участвующие в организации жизни факультета: то у физиков КВН, то архитектурные курсы, то китайский учат. Он предложил организовать обучение психологии по индивидуальному плану, сделать странный гибрид: и физику не бросать, и заняться изучением психологии. Скоро в университете открылся факультет психологии, и Скавитина стала учиться на двух факультетах одновременно.
В те годы лето Скавитина проводила вожатой в лагерях, была инструктором по туризму в спортивных походах. Она участвовала в программе реабилитации девиантных подростков, которых отправляли в походы на почти необитаемые Курильские острова. Параллельно с учебой в университете работала учителем физики в коррекционных классах. Старшие коллеги говорили: «Все равно с ними никто не справляется, сделай, чтобы они по коридору не бегали». К середине года дети не только не бегали по школе, но с удовольствием делали лабораторные работы по физике.
После окончания университета Скавитину взяли преподавать на кафедре педагогики и психологии. Затем она работала в Тихоокеанской академии менеджмента и бизнеса: вначале преподавателем, потом деканом факультета довузовской подготовки, выполняя не только организационную работу в трех городах, но и занимаясь проведением психологических тренингов для подростков факультета. Помимо работы в университетах начала принимать клиентов как психолог-консультант. Чувствуя жажду новых знаний, она тратила почти все заработанные деньги на дополнительное обучение разным психотерапевтическим школам: НЛП, психодраме, семейной психологии, групп-анализу. Скавитина ездила на курсы, семинары, тренинги в Москву, куда затем и переехала.
В Москве Скавитину стала преподавать в Московском государственном университете им. Ломоносова на факультете психологии, на кафедре педагогики образования, где она проработала 20 лет. Она вела курсы «Введение в детский психоанализ», «Психологическое консультирование детей». Продолжая обучение, Анна закончила программы по аналитической психологии: двухлетнюю, организованную Цюрихским Институтом Юнга, и пятилетнюю супервизорскую под руководством преподавателей из Лондона. Анна прошла личный анализ у американского аналитика С. Шоллер и английского Д. Грэхэм. Скавитина начала писать популярные статьи о родительстве, воспитании и развитии детей.
Практически с первых выпусков журнала Psychologies Скавитина стала его экспертом. Сейчас она эксперт и автор постоянной рубрики о детях канала «О!» (образовательный канал при Первом Всемирном телеканале).
Образование
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), кафедра психологии развития
Психолог, юнгианский аналитик, член IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии), член координационного совета МААП (Московской ассоциации аналитической психологии), супервизор РОАП (Российского общества аналитической психологии) и Института Юнга (г. Цюрих).
Книги
Соавтор книги «Сделать счастливыми наших детей».
Автор статей ежегодного сборника работ аналитических психологов и юнгианских аналитиков «Около слов. Лекции по юнгианской психологии», РОАП, 2017
Тренинги
Автор и ведущая программы «Теория и практика детского психоанализа»
От первого лица
«Я вижу свою социальную задачу сделать жизнь детей и их родителей более понятной и радостной. Мне бы хотелось, чтобы невыносимые проблемы детско-родительского взаимодействия можно было рассматривать как решаемые задачи. Я мечтаю и стараюсь сделать так, чтобы по телевизору и в интернете шли интересные, развивающие и развлекательные мультфильмы и программы для детей. Если уж экраны стали неотъемлемой частью нашей жизни, то лучше, чтобы дети получали от этого пользу».
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), кафедра психологии развития
Психолог, юнгианский аналитик, член IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии), член координационного совета МААП (Московской ассоциации аналитической психологии), супервизор РОАП (Российского общества аналитической психологии) и Института Юнга (г. Цюрих).
«Я не хочу идти в школу в день рождения, потому что у мамы нет денег на угощения для всего класса. Каждый раз тот, у кого день рождения, приносит сладости и соки для всех, а я никогда этого не мог сделать. Как мне быть?»
«У меня нет папы, мы никогда не встречались. Когда я спрашиваю о нем маму, она начинает злиться. А недавно сказала, что папа вообще никогда не хотел меня видеть. Почему ему не интересно со мной познакомиться? Ведь я его сын...»
«Мама моей подруги недавно умерла, до этого она долго болела. Подруга пока не ходит в школу, но я знаю, что скоро она вернется. Как мне с ней себя вести? Можно ли что-то ей сказать и как-то помочь?»
«Мальчик из моего класса дарит мне подарки, пишет записки с признаниями. Я не знаю, как реагировать, хотя он мне очень нравится. Как дать ему это понять?»
«Дочь взрослеет, у нее стали появляться более серьезные вопросы. Например, ей интересно, зачем люди приходят в этот мир...»
«Когда хожу в школу, у меня почти не остается свободного времени, потому что я делаю уроки. Но и на долгожданных каникулах мама заставляет меня сидеть над книгами...»