Алексей Леонтьев
психолог
Основное
Родился в 1903 году в семье простых служащих. Родители стремились дать ему качественное образование, и Леонтьев поступил в Московский университет на факультет общественных наук, где выдающийся философ и психолог Г.И. Челпанов читал курс лекций по психологии. Параллельно Челпанов возглавлял Институт психологии, поэтому вскоре Леонтьев поступил туда в качестве аспиранта. Его научным руководителем стал Л.С. Выготский, вместе с которым они изучали свойства культурного развития памяти. Также в стенах Института состоялось знакомство Леонтьева с Н.А. Бернштейном и А.Р. Лурией, этот период ознаменовался соавторством в нескольких значимых работах, творческий союз распался вместе со смертью Выготского. В 1929 году Леонтьев встретил свою будущую жену. Супруга психолога никогда не препятствовала его научным изысканиям, и всячески способствовала новым достижениям в этой сфере. Умер Алексей Николаевич в 1979 году. И сын, и внук выбрали психологию в качестве своей профессиональной деятельности, и добились заметных успехов на этом поприще.
Научная деятельность Леонтьева началась и стремительно развивалась под руководством Выготского, однако уже в 1930-х годах психолог, не отказываясь от концепции культурно-исторической парадигмы, вступил в дискуссию со своим учителем. Выготский был сконцентрирован на сознании, в то время как Леонтьев заинтересовался изучением человеческой жизнедеятельности, которая формирует это сознание. Эта тема нашла выражение в его докторской диссертации, посвященной эволюции психической составляющей у живых организмов: так, у простейших наблюдается элементарная раздражимость, в то время как у человека можно зафиксировать широкий спектр эмоциональных ответов организма. Однако, вместо привычной концепции внешнего и внутреннего, Леонтьев настаивал на связке «процесс-образ». К началу 1940-х годов Леонтьеву удалось сформулировать определенные единицы и структуры, необходимые для анализа деятельности и сознания. В частности, было установлено, что человеческая деятельность имеет три уровня: деятельность сама по себе, действия, необходимые для достижения целей, и операции, соответствующие условиям для реализации деятельности. В следующее десятилетие Леонтьев представил тезис о системном строении психики в исторической перспективе. Согласно этому тезису, практическая деятельность и психическая едины и, помимо этого, могут переходить из одной формы в другую. Этот период был ознаменован выходом книги «Проблемы развития психики», за которую Леонтьев получил Ленинскую премию. В начале 1960-х Леонтьев сосредоточился на проблемах психического отражения в более широком смысле: например, он доказал, что чувственные образы могут быть построены, только если присутствует активность со стороны органов восприятия. Книга «Деятельность. Сознание. Личность», вышедшая в 1975 году, подвела итог его многолетней научной работе: Леонтьев заключает, что главный признак деятельности — предметность, и регулируется она посредством сознания.
Книги
Деятельность. Сознание. Личность
Лекции по общей психологии
Проблемы развития психики
Философия психологии
Эволюция психики
Московский университет, факультет общественных наук