Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все эксперты

Александр Запорожец

психолог

Внес значительный вклад в развитие детской психологии. В этой сфере он продолжил традиции своего учителя, Л.С. Выготского, настаивая на значимости социального опыта для развития психических процессов.

Об эксперте

Основное

Родился в 1905 году в Киеве. В науку пришел не сразу: свой путь он начинал в творческой мастерской режиссера Л. Курбаса, став одним из самых талантливых его учеников. В возрасте 25 лет Запорожец окончил педагогический факультет, в это время входил в кружок приближенных к Л.С. Выготскому. После окончания обучения занялся научной деятельностью: сначала в качестве старшего ассистента, затем – в качестве заведующего лабораторией. В годы ВОВ работал военным врачом в госпитале – этот опыт пригодился ему позднее, когда вместе с А.Н. Леонтьевым он разрабатывал теорию появления произвольных движений. В 1959 году получил докторскую степень по педагогике, занял пост директора в Институте дошкольного воспитания, где целиком сосредоточился на изучении детского развития. Умер Александр Владимирович в 1981 году.

Александр Владимирович внес значительный вклад в развитие детской психологии. В этой сфере он продолжил традиции своего учителя, Л.С. Выготского, настаивая на значимости социального опыта для развития психических процессов. Чтобы этот опыт был корректным, взрослые должны задавать для ребенка соответствующие направления деятельности, поскольку ориентировочные компоненты - самые важные (было выявлено на основе теории произвольных движений у раненых). При этом Запорожец критиковал идею усложнения этой деятельности с целью стимуляции ребенка к умственному развитию. Для этого он ввел понятие амплификации (обогащение) - развитие ребенка за счет оптимального использования специфически детских видов деятельности. Однако просто выбрать вид деятельности недостаточно – важно знать, какие именно ориентиры выделяет ребенок в процессе этой деятельности и каким образом они влияют на его психику. Находясь за пределами такой ориентировки, ребенок просто не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям и смыслам. В этой связи он выступал категорически против раннего образования школьников, подчеркивая важность длительного периода детства для взрослой жизни человека. Биологические свойства организма ребенка и их созревание, не являясь движущей причиной развития, по мнению Запорожца, составляют необходимое условие нормального развития ребенка: не порождая каких-либо новых психологических образований, эти биологические свойства на каждой возрастной ступени создают специфические предпосылки для усвоения новых видов деятельности, выделения новых объектов ориентировки и приобретения нового опыта. Последние годы жизни Запорожец посвятил исследованию эмоций – теме, в которой он был особенно заинтересован, имея в прошлом опыт в кинематографической деятельности и оставаясь до конца жизни большим ценителем искусства. Для него эмоции - это способ овладения ситуацией. Однако его мечта о написании книги, посвященной эмоциям человека, и развитии идей Л.С. Выготского, осталась нереализованной.

Книги

Психология детей дошкольного возраста

Психология действия

Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка

Избранные психологические труды. Том 2. Развитие произвольных движений

Образование

Второй Московский государственный университет

Педагогический факультет

Задайте вопрос нашим экспертам
Наши эксперты регулярно отвечают на вопросы читателей. В одной из будущих статей вы найдете ответ на свой вопрос.