Александр Орлов
психолог, психотерапевт
Основное
Психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности НИУ ВШЭ. Клиентоцентрированный и экспрессивный психотерапевт, онтопсихотерапевт, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода. Член редакционного совета и редколлегии журнала «Вопросы психологии», член редакционных советов журналов «Консультативная психология и психотерапия» и «Психология. Журнал Высшей школы экономики».
Родился 5 марта 1953 года в Орехово-Зуево. Отец работал мастером цеха на заводе, в юности мечтал о высшем образовании, но был мобилизован на фронт, воевал рядовым, участвовал в форсировании Днепра и взятии Праги. Мать преподавала в педагогическом училище – во время войны окончила биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Орлов мечтал стать археологом, изучать истоки мировых цивилизаций. Был уверен, что будет учиться только в МГУ. Но программа обучения исторического факультета разочаровала: в расписании было много идеологизированных курсов, а археологические экспедиции за пределы СССР были невозможны. Поэтому в 1970 году, окончив школу с золотой медалью, поступил на факультет психологии МГУ.
Но во время обучения Орлова снова ждало разочарование: на факультете изучали в основном не психологию личности, а психические процессы и функции. Когда пришло время выбирать научного руководителя, он нашел его не среди преподавателей МГУ, а в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
В 1975, окончив факультет психологии МГУ с красным дипломом, поступил в аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию и стал младшим научным сотрудником лаборатории «Психология учебной деятельности школьников».
В 1983 году уехал преподавать в педагогический колледж Аденского университета Народной Демократической Республики Йемен по направлению Министерства просвещения СССР. Там он провел три года, которые вспоминает как самые счастливые в его жизни.
Вернувшись в Москву, узнал о скором приезде Карла Роджерса. Орлову посчастливилось попасть не только на его открытые лекции, но и стать участником закрытой энкаунтер-группы. Этот опыт перевернул его представления о психологии. Он заинтересовался групповой работой, принял участие в семинарах психологов Рут Сэнфорд, Марии-Виллас Боуэн, Натали Роджерс, которые также затем приехали в Россию. Орлов стал самостоятельно вести группы, а вскоре начал индивидуальную психотерапевтическую практику.
С 1986 по 1992 год заведовал лабораторией психологии учителя Психологического института РАО. С 1992 по 2004 год был заместителем директора Исследовательского центра семьи и детства РАО. Одновременно преподавал на факультете психологии МГУ, в Академии практической психологии, Институте практической психологии и психоанализа, Московском городском психолого-педагогическом университете, Московском педагогическом государственном университете, Еврейском университете.
В 90-е годы прошел дополнительное психотерапевтическое обучение в Институте человекоцентрированной экспрессивной терапии (Санта-Роза, США) у Натали Роджерс, дочери Карла Роджерса, а также в Международной ассоциации онтопсихологии (Рим, Италия) у профессора Антонио Менегетти. Карл, Натали и Антонио стали его главными учителями и супервизорами.
В 2000 году группа студентов Академии практической психологии при факультете психологии МГУ под руководством Орлова создала «Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ». Орлов стал директором и ведущим консультантом центра.
В 2004 Орлова пригласили в НИУ ВШЭ, где позже он основал магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности», основные задачи которой – изучение и применение на практике человекоцентрированного подхода Роджерса. Сейчас она существует в рамках программы «Консультативная психология. Персонология».
В 2010 году Орлов инициировал скайп-проект журнала Psychologies и на протяжении пяти лет проводил скайп-консультации с читателями журнала.
В 2011 году вместе с психологами Федором Василюком и Вениамином Колпачниковым стал соучредителем Российского общества человекоцентрированного подхода. В течение 7 лет был его первым президентом.
Сейчас Орлов преподает в НИУ ВШЭ и в Академии практической психологии при факультете психологии МГУ, ведет частную консультационную практику, продолжает сотрудничество с журналом Psychologies в качестве автора и эксперта.
Александр Орлов – автор и разработчик общепсихологической концепции личности и сущности человека, триалогического подхода к психологическому консультированию и психотерапии, эксперт в области клиентоцентрированной психотерапии и человекоцентрированного подхода, автор более 200 научных публикаций. В свободное время любит путешествовать, ценит уединение и природу.
Образование
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1975)
НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, аспирантура, специальность «Педагогическая психология» (1978)
НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, кандидатская диссертация, тема диссертации: Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально-трудовой деятельности (1978)
Психологический институт РАО, специальность «Общая психология, психология личности, история психологии», тема докторской диссертации: Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики (1996)
диплом онтопсихотерапевта (AIO, Roma, Italia)
диплом психотерапевта (PCETI, Santa-Rosa, USA)
Книги
Автор:
Соавтор:
- «Мотивация учения и ее воспитание у школьников»
- «Формирование интереса к учению у школьников»
- «Монолог... или диалог? (Закономерности развития и формирования побуждений детей в семье)»
- «Формирование мотивации учения»
- «Психология индивидуальности: новые модели и концепции»
Автор и составитель сборников:
Переводчик, научный редактор:
- «Ваш беспокойный подросток»
- «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств»
- «Свобода учиться»
- «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я»
- «В начале было воспитание»
- «Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века»
Тренинги
Группа встреч (encounter group) (групповая клиентоцентрированная психотерапия)
Самопознание через самовыражение (экспрессивная человекоцентрированная психотерапия)
О чем говорят образы Вашего бессознательного (групповая онтопсихотерапия)
Гуманистическая психотерапия (курс лекций в рамках программы "Психологическое консультирование и психодиагностика личности» АПП при факультете психологии МГУ)
Индивидуальное психологическое консультирование (курс лекций в рамках образовательной программы «Психология» НИУ ВШЭ)
Основы клиент-центрированной психотерапии (курс лекций в рамках магистерской программы «Консультативная психология. Персонологи» НИУ ВШЭ)
Современные модели клиентоцентрированной психотерапии (курс лекций в рамках магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» НИУ ВШЭ)
От первого лица
«Миссия настоящей психотерапии в том, чтобы помочь нам стать теми, кто мы есть в действительности. Мой главный интерес - практика человечности в самых разных межличностных отношениях и коммуникативных контекстах».
Контакты
Центр психологического консультирования «Триалог»: trialog.ru
Личная страница на сайте НИУ ВШЭ
aorlov@hse.ru
orlov@trialog.ru
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1975)
НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, аспирантура, специальность «Педагогическая психология» (1978)
НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, кандидатская диссертация, тема диссертации: Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально-трудовой деятельности (1978)
Психологический институт РАО, специальность «Общая психология, психология личности, история психологии», тема докторской диссертации: Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики (1996)
диплом онтопсихотерапевта (AIO, Roma, Italia)
диплом психотерапевта (PCETI, Santa-Rosa, USA)
«На первый взгляд у меня все хорошо. Учусь на отлично в престижном университете, параллельно с 18 лет работаю. У меня хорошие родители, огромный дом, я даже вышла замуж за перспективного молодого человека, который меня любит».
«Недавно прочитала «Искусство любить» Эриха Фромма. Задела мысль о том, что большинство из нас не умеет любить. Мы можем привязываться, неосознанно использовать другого для своих целей, а вот любить просто за то, что он есть, и не ждать ничего взамен, могут немногие».
«В школе я была милой девочкой. Нравилась одноклассникам и у противоположного пола имела успех. Меня это скорее смущало, чем радовало...»
«Я слышала, что в психологии есть такое понятие — созависимость. Насколько я понимаю, это такая подмена «настоящей любви». Говорят, это очень распространенный тип отношений в паре, когда держит не чувство любви, а именно привязанность».
«Подруги считают, что в моей семье больше нет любви. По их мнению, прикладывать усилия не надо — в отношениях все само по себе должно складываться гладко. Но все шесть лет семейной жизни нам постоянно приходится подстраиваться друг под друга».
«Я совершенно не умею себя заставлять. Мне все в жизни давалось легко, в школе и институте училась хорошо — выезжала за счет хорошей памяти. Почти никогда не работала. Уже три года живу за границей — здесь работает муж, — но язык так толком и не выучила».