Александр Лурия
психолог
Основное
Родился в 1902 году в Казани, став первенцем в семье известного терапевта еврейского происхождения и его жены, работавшей зубным врачом. Получил образование в Казанском университете, а затем — в 1-м Московском медицинском институте. В довоенные годы занимался активной научной и педагогической деятельностью, выступал за сближение с немецкими специалистами в области гештальтпсихологии. С началом Второй мировой войны возглавил крупный нейропсихологический госпиталь, где занимался восстановлением дееспособности раненых посредством трудотерапии, что на тот момент было инновационной техникой. За активную работу в тылу Лурия по окончании войны был награжден орденом. С 1945 года был профессором МГУ, с 1968 года — возглавлял первую в стране кафедру нейро- и патопсихологии. Умер в 1977 году.
Научное наследие Лурии — это более пятидесяти лет активной практической деятельности. Вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым он способствовал становлению теоретической и методологической базы, которая легла в основу современной общей психологии. Кроме того, он создал принципиально новое направление психологии, возникшее на стыке с медициной и физиологией — нейропсихологию, которая на современном этапе считается уже самостоятельной отраслью, признанной во всем мире. Предпосылки для нейропсихологии были заложены Лурией еще в годы войны — тогда он начал изучение мозговых механизмов у раненых. Это позволило ему сформулировать теорию о локализации высших психических функций, подробнее исследовать возникающие дефекты — в частности, он описал ранее не известные нарушения речи. Исследовал он и вопросы, связанные с речевой деятельностью у детей: Лурия пришел к выводу, что после овладения речью у ребенка появляются новые формы психической деятельности. Изучение психических функций детей повлекло за собой внесение правок в общепризнанный ранее «близнецовый метод», а также заложение основ генетической психологии. Немаловажны также его открытия в области эмоций: Лурия доказал, что они являются целостными системными образованиями, которые включают разные компоненты. Лурия впервые описал аффективные следы преступления — эти труды годами позже нашли выражение в современном детекторе лжи. Лурия получил признание не только на родине, но и за рубежом — он имел членство в международных организациях, его публикации были переведены на иностранные языки и пользовались популярностью. Активное взаимодействие с иностранными коллегами было более чем результативным и положительно сказывалось на развитии отечественной психологии в целом: так, например, поездка Лурии в Среднюю Азию обеспечила его уникальными данными, доказывающими общественно-историческую детерминацию психики (наследие Л.С. Выготского, активно развиваемое Лурией). Работы Лурии и его коллег знаменательны тем, что они объединяют в себе сразу несколько отраслей знаний, синтезируя информацию о физиологических и психологических процессах на патологическом материале.
Книги
Высшие корковые функции человека
Маленькая книжка о большой памяти
Нейропсихология памяти
Основные проблемы нейролингвистики
Основы нейропсихологии
Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения)
Этапы пройденного пути
Язык и сознание
Природа человеческих конфликтов
Получил образование в Казанском университете, а затем — в 1-м Московском медицинском институте.