Александр Лазурский
врач, психолог
Основное
Родился в 1874 году в Полтавской губернии. Окончил с золотой медалью Лубянскую гимназию, поступил в Военно-медицинскую академию, где, став учеников В. М. Бехтерева, начал изучение нервных и психических болезней. В 1895 году Лазурский стал работать в психиатрической лаборатории, в которой начал заниматься теориями темперамента и характера, в результате чего пришел к выводу о том, что эти области психологии изучены недостаточно. Спустя два года он окончил академию и остался в клинике Бехтерева уже на правах заведующего лаборатории. Активная работа в лаборатории позволила ему провести все необходимые исследования для диссертации «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение», которую он успешно защитил в 1900 году. После этого он в течение двух лет находился в командировке в Европе, где продолжал заниматься психологической практикой – в частности, при участии Э. Крепелина. По возвращении он получил должность приват-доцента в стенах родной академии, там же он затем преподавал общую психологию. В это же время он стал ученым секретарем при «Русском обществе нормальной и патологической психологии» - в этой должности он сыграл важную роль при создании Психоневрологического института. В 1913 году он прочитал доклад, в котором представил свою классификацию личности - именно эта тема занимала его до конца жизни и была причиной конфликтов, случающихся с другими психологами, которые не видели смысла в исследовании подобных вопросов. В результате одного из таких конфликтов он был вынужден покинуть академию и занять должность штатного клинического ассистента в Женском медицинском институте. Умер Александр Федорович в возрасте 42 лет после длительной болезни.
Александр Федорович – первый в России исследователь, который создал классификацию личностей. Свои воззрения относительно важности этой проблемы и необходимости создания новой науки (характерологии) он впервые сформулировал в 1906 году в «Очерке науки о характерах». Разнообразие характеров Лазурский рассматривал с применением введенного им термина «наклонность» (свойство, которое проявляется при неоднократном повторении некоторых сторон психического процесса). Теоретические знания Лазурский поспешил применить на практике, досконально изучая характеры учеников одной из закрытых школ. Значительно продвинуться в исследовании характеров ему помогло формулирование таких терминов, как экзопсихика (отношение личности объектам, присущим внешней среде) и эндопсихика (механизмы, реализуемые внутри личности). Для того, чтобы исследования были наиболее целостными и объективными, Лазурский создал новый метод – «естественный эксперимент», объединяющий элементы обычного эксперимента в лаборатории и систематического наблюдения. Знаменательны также воззрения Лазурского и в отношении психических феноменов в целом – он считал, что они представляют собой естественный этап эволюции. Наряду с физиологическим, психологическое разворачивается в коре мозга, а их совокупность представляет собой единый биологический процесс.
Книги
Классификация личностей
Очерк науки о характерах
Программа исследования личности
Психология общая и экспериментальная
Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии
К учению о психической активности. Программа исследования личности
Окончил с золотой медалью Лубянскую гимназию, поступил в Военно-медицинскую академию