Альберт Бандура
психолог
Основное
Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году в семье эмигрантов, став младшим ребенком семейства и единственным сыном. Получив образование в родной канадской деревне, где маленькую школу вместе с ним посещали всего два десятка учеников, Бандура начал зарабатывать физическим трудом – восстанавливал шоссе. Годами позже, изучая девиантное поведение, Бандура смог использовать этот опыт, опираясь на поведение представителей рабочего класса. Через год Бандура, следуя наставлениям отца, вновь занялся образованием. Свой академический путь он начал в Колумбийском университете: уже будучи известным психологом, Бандура признавался, что психологией он заинтересовался, когда пришел на занятие раньше времени и попробовал скоротать время, читая попавшуюся ему книгу по психологии. Бандура решил не ограничиваться степенью бакалавра психологии: в 1951 году он получил также степень магистра, годом позже - доктора философии, а затем – диплом профессора Стэндфордского университета, где он преподавал с 1953 года. Помимо определения будущей профессии, в студенческие годы Бандура сумел построить и личную жизнь: он встретил свою жену, вместе они растили двух дочерей (а позже - двоих внуков) вплоть до смерти супруги в 2011 году. В 1956 году Альберт Бандура получил американское гражданство. Первая книга Бандуры, «Подростковая агрессия», увидела свет в 1959 году, за ней последовали и другие публикации, обеспечившие ему мировую известность. Также на счету Альберта Бандуры множество награждений и почетных должностей, в том числе – президента АПА.
Альберт Бандура уже в годы обучения в университете отказался от бихевиоризма, который считался на тот момент наиболее приоритетным. Вместо этого он выдвинул собственную концепцию взаимоотношений индивидуума и окружающего мира. Так возникла теория социального научения, на возникновение которой повлияло увлечение Бандуры работами Роберта Сирса о социальном поведении и идентификациях. Бандура пришел к выводу, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе. В своей теории Бандура указывал, что необходимо понять причины проявления агрессии у детей, а не снижать ее уровень посредством чередования положительных (награды) и отрицательных (наказания) подкреплений, предложенных Скиннером. В 1961 году Бандура провел свой самый известный эксперимент с куклой Бобо, подтверждающий корректность теории социального научения. Эксперимент проводился с участием малышей, которым показывали короткий фильм, демонстрировавший, как взрослый человек проявляет агрессию по отношению к надувной кукле Бобо. Затем детей отводили в комнату, где было много игрушек, но не разрешали с ними играть. А после этого разочарованных участников приводили в комнату, где была такая же кукла, как и в показанном фильме. Как и предполагал Бандура, дети демонстрировали ту же модель поведения, которую они видели до этого на экране. При этом мальчики были более склонны к проявлению физической агрессии, в то время как девочки – к словесной. С 1970 года Бандура начал проводить исследования, посвященные вопросу самоэффективности, которую он рассматривает как спусковой механизм для всех перемен, происходящий с личностью, а также возникновения ее страхов.
Книги
Теория социального научения
Колумбийский университет, Стэндфордский университет