Скрытая история
Реальная судьба большинства художественных произведений зачастую намного любопытнее фактов из истории искусства. Неизвестные эпизоды бытования той или иной картины в корне меняют привычное представление не только о жизни художника, но и целой эпохе.
Произведения подвергались переделке еще в античные времена, когда греческие оригиналы становились римскими памятниками. В Средние века приспособление искусства к новым реалиям продолжилось, и самые ценные памятники подстроили под новые культурные и политические нужды. В период Возрождения и до XVII века сделанное современными мастерами имело большую ценность, чем погоня за сохранением артефактов прошлого.
И только на рубеже XVII–XVIII веков, с ростом интереса к старине и коллекционированию, резко усиливается внимание к сохранению следов времени.
Формируется художественный рынок, а вместе с ним появляется больше тайн и интриг
Развивающаяся реставрационная наука ставит перед собой цель навести в этом хаосе определенный порядок, дать ясную атрибуцию предметам, подтвердить подписи и установить подлинность. Появление в 1895 году рентгена дарит искусствознанию невероятные открытия, а исследователю — суперспособность смотреть вглубь предмета.
Рентген и инфракрасная экспертиза, наравне с прочими технологическими исследованиями, поспособствуют буквально снятию исторических слоев, раскрытию эпохи за эпохой, проникая сквозь верхние слои живописи. Так, первые опыты применения рентгеновского излучения в 1959 году открыли миру правки композиции на картине «Дама с единорогом» (1506) Рафаэля.
Множество шедевров из музейных коллекций в разные годы подверглось рентгеновскому исследованию. Рентгенография полотен Гойи, Рембрандта, Ван Гога, Магритта, Малевича и многих других в одночасье визуализировала мировому сообществу скрытую, а в некоторых случаях скандальную сторону художественной жизни.
Многослойные шедевры
VS unio — одна из немногих институций, которая в своем новом проекте решилась представить итоги живописной археологии, предложив зрителю поразмышлять и понаблюдать за жизнью картины. «Многослойные шедевры» из частных коллекций предстанут в соседстве с их рентгеновскими снимками. Появится возможность погрузиться во множество неофициальных сумбурных историй.
Представленные на выставке художественные произведения, приписываемые Тупылеву, Костиной, Коро, Дюреру, Брейгелю, Йордансу, после рентгеновского и инфракрасного исследования откроются совершенно с неожиданной стороны и породят еще больше вопросов и неоднозначных ответов.
Выставка VS unio дает зрителю редкую возможность увидеть работу Михаила Менькова. Будучи одним из инициаторов объединения «Супремус» (объединение художников-борцов за новое искусство вокруг Казимира Малевича) и ближайшим помощником Малевича, Меньков вслед за ним стал последователем цветописи. Имя этого художника в истории русского авангарда, в отличие от Малевича, Поповой, Экстер, Лентулова и Фалька, покрыто тайной и мало изучено исследователями, но не менее заслуживает внимания.
Существует великое множество причин, по которым слои позднего произведения скрывают более ранние памятники, перерисовываются фрагменты и целые композиции, а также в одной работе обнаруживаются разнодатированные материалы. Как на жизнь любого человека, на состояние и цельность предметов искусства влияют глобальные кризисы, политические события и моменты из жизни отдельных людей.
Загадки прошлого
История помнит множество примеров совершенно варварского и губительного отношения к искусству, она же помнит и невероятные случаи так называемого «спасения». Нельзя исключать и простого непонимания самоценности предмета, подталкивающего владельца на различные переделки.
Однако в числе самых любопытных остаются личные мотивы художника
Бедность и острая нехватка материалов для творчества заставляла искать все доступные методы, выручали не только подручные средства, но и полотна старых мастеров. В истории искусства известны случаи, когда работы предшественников намеренно перекрывались живописью современной, эдакий акт радикального отказа от прошлого, что в теории и на практике ярко манифестировали не только авангардисты, но и более ранние художники.
Проект VS unio покажет широкой публике это несметное количество загадок и тайн, открывающихся через века случайным образом, где помимо интриги сюжетов картин существует загадка жизни самого художника, который сознательно мог подарить будущему зрителю головоломку.
Проект не дает конкретных результатов исследования, а лишь обозначает масштаб явления. Если с технической точки зрения современные методы способны помочь в атрибуции времени, материалов, руки мастера, то мотивы часто остаются неточными, а новые находки представляются все более оригинальными и сложными.
Когда: с 4 апреля по 4 мая со вторника по субботу, с 12:00 до 20:00
Где: Москва, Нижний Сусальный переулок, 5с5А
Вход бесплатный и свободный