Цель
Для творческой части — режиссеров, драматургов, артистов: открыть новые возможности, помочь узнать о возрастных особенностях восприятия юных зрителей.
Для административной части: помочь ориентироваться в формировании «возрастной линейки» спектаклей.
Для зрителей: сформировать запрос для ТЮЗов и молодежных театров.
Смысл
Одновременно в зале детского или молодежного театра могут быть дети, подростки и взрослые, очень важно не потерять из виду каждого зрителя. Дети не покупают себе билеты и редко сами выбирают, на что пойти, обычно это решают взрослые, но не всегда их интересы совпадают.
Как определить, что нужно детям?
Что такое понятный и полезный театр и должен ли он быть понятным и полезным?
Какие темы и вопросы волнуют современного ребенка и подростка, чего он ждет от театра?
Чего ждут от театра его родители?
В чем юный зритель кардинально изменился, а в чем остается неизменен?
Как театр влияет на ментальное и физическое здоровье ребенка?
Поиск ответов на эти и другие вопросы стал основой для появления проекта «Точки пересечения. Полилог».
Кураторы
Ольга Андрейкина — театровед, кандидат искусствоведения, театральный педагог
Светлана Бердичесвская — театровед, педагог, театральный критик
Ольга Шевнина — психолог, театральный педагог, психолог Всероссийской олимпиады школьников, заведующая организационно-творческим отделом Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, автор книг и статей по психологии
Проект
Первая часть
Знакомство театров для детей и юношества с историей вопроса и современными исследованиями в области возрастной психологии. Театры-участники получили возможность посмотреть 10 лекций ведущих детских психологов, посвященных различным аспектам восприятия художественного впечатления ребенком и подростком.
Среди авторов: психологи, психотерапевты, нейропсихологи, кризисные, когнитивные психологи, занимающиеся как практической, так и исследовательской деятельностью. Каждое выступление было посвящено разным периодам в развитии ребенка и разным сторонам вопроса восприятия художественного события.
Темы
Вот только некоторые вопросы, на которые были предложены ответы с точки зрения современной психологии.
Почему выстраивание событийности, работа с воображаемым образом и культурное посредничество — необходимые направления деятельности современного профессионального театра для детей и молодежи?
Какие экзистенциальные темы релевантны какому возрасту?
Что такое «хороший детский спектакль» с точки зрения психолога?
Как работают вместе слово и визуальный ряд?
Как устроена фантазия ребенка до 7 лет?
Как реагируют дети от 3 до 16 лет на табуированные темы, затронутые содержанием спектакля, — смерть, отвержение, ненормативное поведение, жестокость?
Что, как и в каком возрасте стоит обсуждать с детьми, а с чем лучше не торопиться?
Подростковые герои — кто они, какова их миссия?
Как спектакль позволяет сформироваться активной позиции и дает силы начать поиск возможностей преодоления проблем и открытия ресурсов?
Нужны ли подросткам романтические истории и благополучные финалы?
Что и при каких условиях может вызвать интерес ребенка к театру?
Вторая часть
Разговор психологов, режиссеров, драматургов, творческих и административных сотрудников театров. Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТ, открывая программу, подчеркнул важность изучения целевой аудитории детско-юношеского театра и кропотливой работы с юными зрителями. Софья Апфельбаум, директор РАМТ, отметила важность и новизну проекта, поднимающего актуальные, но давно не обсуждавшиеся вопросы.
Вниманию участников дискуссии были предложены итоги анкетирования, направленного на выявление запроса и предпочтений аудитории к детско-юношескому театру. В анкетировании приняли участие 950 зрителей московских и региональных театров для детей и молодежи.
Важной частью встречи стал предметный разговор о современном театре для детей и подростков на примере спектаклей, присланных театрами — участниками проекта.
Спикеры
Алексей Владимирович Бородин — художественный руководитель РАМТ
Софья Михайловна Апфельбаум — директор РАМТ
Елена Кравцова — практикующий психолог, автор более 100 статей по темам воспитания и развития детей, психолог Всероссийской олимпиады школьников;
Светлана Кривцова — психотерапевт, доцент кафедры психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Института экзистенциального анализа психологии и психотерапии
Галия Нигметжанова — семейный психолог, преподаватель факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, соучредитель, ведущий консультант Психологического центра поддержки семьи «Контакт»
Вероника Петрова — врач, аналитический психолог, обучающий тренер, детский и подростковый психотерапевт, арт-терапевт, специалист в области символдрамы и аналитической психологии
Участники
Лейсан Алексеева — помощник директора по развитию Казанского ТЮЗа
Ирина Молодцова — педагог-организатор Казанского ТЮЗа
Ярослав Ермаков — директор и художественный руководитель Королевского ТЮЗа
Мария-Алана Бычкова — режиссер Няганского ТЮЗа
Любовь Бахарева — представитель Тверского ТЮЗа
Анна Добровольская — драматург
Вячеслав Игнатов — режиссер
Рита Кадацкая — драматург
Александр Коручеков — режиссер
Елена Лабутина — режиссер
Мария Литвинова — режиссер
Юрий Макеев — режиссер
Темы
Спектакли обсуждались с точки зрения эмоционального, психологического воздействия на ребенка или подростка. Двигаясь от частного к общему, участники дискуссии искали точки пересечения, точки взаимного интереса, точки для продуктивного взаимодействия театра и психологии. Вопрос не только не стало меньше, их стало больше! Но главное, стал очевиден взаимный интерес и взаимная польза от найденных в процессе точек пересечения. Разговор начат, а тем и точек пересечения в этом полилоге очень много.