Как конструктивно критиковать творчество ребенка?
Говорить как есть, тактично и с пониманием, но главное — передавать опыт и знания. Я всем участникам форума говорю, что оценки, которые мы ставим, — просто формальность. Мы доносим ценную информацию, а вы уже сами решаете, как ей воспользоваться. Меня учили так же, и мои старшие товарищи до сих пор указывают на мои ошибки.
Какими качествами должен обладать наставник, чтобы вызвать у ребенка чувство комфорта и доверия?
Наставник сам должен быть профессионалом, хорошо понимать, что делает. Тогда он на уровне энергетики способен донести свое видение. Мне нравится, как преподает педагог эстрадно-джазового вокала, член жюри вокального конкурса Этери Бериашвили, которая очень четко доносит до учеников обратную связь. «Вот здесь было так и так. Давай потом встретимся, я объясню, как это исправить, и ты сможешь улучшишь показатели» — это грамотный подход.
Как вы обходите конфликтные ситуации при общении с детьми на тему учебы?
Если случается двойка, я говорю, что ее надо исправить, чтобы доказать самому себе, что ты можешь. Я доношу, что нужно признавать и анализировать ошибки и двигаться дальше.
При этом я считаю, что ругать детей за двойки и тройки — бред чистой воды. Простите за нескромность, но я, не имея высшего образования, могу утереть нос многим людям с двумя-тремя дипломами.
Это я могу сказать из своего опыта в актерской среде. Нам говорят: «Куда вы без образования лезете в кино?» — но потом на проект приходит человек с образованием и не может сказать две фразы. Зачем тогда оно было? Учеба и школа — один из этапов жизни, и если ты уже получаешь образование, то нужно его завершить профессионально — это ответственность перед собой.
Кто должен выбирать сферу творческой деятельности — родитель или ребенок?
Выбор должен сделать ребенок, а родители — показать разные направления и поддержать любое решение. Меня в семь лет отдали в музыкальную школу и на хоккей. Я выбрал хоккей и рад этому. Я благодарен отцу, что он не пропустил ни одной игры и всю жизнь помогал. И так же я поступаю со своими детьми: показываю мир и позволяю заниматься тем, что интересно, не навязывая предпочтения.
Насколько процесс продвижения молодых артистов в индустрии болезненный для детей? Как помочь ребенку справиться с неудачей?
Это правда может быть болезненно. Я всегда пытался донести детям на форуме, что оцениваю не только качество вокала, а все происходящее на сцене: рассматриваю человека как артиста, который должен будет в будущем удерживать внимание публики 1,5-2 часа на концерте.
Красивый голос — небольшой процент успеха, а дальше нужно быть артистом. На взрослой сцене его не будут оценивать просто за то, что он няшный и позитивный, — нужно расти и работать над собой, уделяя внимание каждой детали выступления.
Я учу своих детей, что в любом деле важно все делать профессионально, и предупреждаю, что не помогу продвинуться по блату, а буду спрашивать втройне.