Темы
Охота на ведьм
В мрачные главы средневековья вписана одна из самых загадочных страниц — охота на ведьм. Но почему в центре этой бури страхов, предрассудков и массовых преследований оказались именно женщины?
Древние стереотипы и мизогиния, то есть женоненавистничество, сплелись в смертельно опасный клубок. Разгадка кроется не только в религиозных текстах и образах, но и в социальных и экономических устоях того времени.
С одной стороны, женщины рассматривались как морально и физически слабые, подверженные греху и соблазнам. С другой — вдовы и незамужние женщины, особенно те, кто обладал собственностью или землей, тоже становились объектом обвинений.
Экономическая независимость женщин воспринималась как угроза общественному порядку
Но как образ прекрасной дамы уживался с образом ведьмы, а возвышенного идеала — с образом слабой грешницы? Как менялись представления о ведьмах в средневековой литературе и когда на самом деле был создан знакомый нам образ «рыжеволосой обольстительницы»?
Козлы отпущения
В периоды социальных и экономических кризисов, которыми полнятся Средние века, именно «слабые», то есть не имеющие защитников и представителей, группы населения становились «козлами отпущения».
На них перекладывали вину за общественные бедствия любого масштаба — от заболевшей коровы до эпидемий, неурожая или даже войн. В числе «ведьм» были не только женщины. Преследовали клириков, чья позиция отличалась от официальной, людей «не тех» национальностей, мужчин, конфликтующих с властью, ученых.
В ситуации конкуренции за ресурсы, землю или власть люди любого пола могли использовать обвинения в колдовстве как инструмент борьбы против своих соперников
Но почему это срабатывало? Почему люди средних веков так подвержены массовой истерии и способны верить на слово власть имущим? И закончилась ли «охота на ведьм» с приходом Просвещения, или продолжается до сих пор?
Психология толпы
Массовая психология играла одну из ключевых ролей в охоте на ведьм Средневековья. Времена изменились, но изменилась ли человеческая природа?
Современная «охоты на ведьм» может не включать в себя буквальное преследование за колдовство, однако механизмы массовой истерии, социального исключения и поиска козлов отпущения остаются востребованными.
Различные формы стигматизации, от кибербуллинга до культуры отмены, напоминают о том, как легко общество может сменить «милость на гнев»
Групповое мышление, эффект заражения, эффект эхо в социальных сетях — можем ли мы этому противостоять? И какие выводы можно сделать из опыта средневековых гонений?
Спикеры
Анна Макарчук — кандидат психологических наук, психолог, директор Центра толерантности.
Константин Образцов — писатель, филолог и популяризатор литературы.
Валерия Косякова — кандидат культурологии, специалист в области истории и теории визуального, эксперт по Средневековью.
Где: Москва, улица Образцова, дом 11, строение 1, литера А (Еврейский музей и центр толерантности)
Когда: 14 марта в 19:00