Работа художника — это специально высаженный полукругом сад рядом с музеем, где собрано более 100 различных видов растений. Этот островок цветов в парке, сон внутри сна, создает для гостей пространство огороженной природным ландшафтом тишины и спокойствия.
Находиться внутри него можно как самому, избегая взаимодействия с другими посетителями и сотрудниками, так и в рамках организованной медитации. Для проекта были приглашены восемь медиаторов, каждый из которых разработал свою практику и способы сонастройки с окружающей природой и внутренним миром участников.
В течение полутора часов, когда идет сессия, медиаторы предлагают участникам ряд практик, цель которых — отвлечься от рутины, воссоединиться с природой и помедитировать.
Перфомативность
Важной характеристикой проекта является перформативность. Ни одну из сессий проекта нельзя воспроизвести вновь: все происходит здесь и сейчас и больше никогда не повторится.
Зарождение языка перформанса пришлось на начало XX века, и с тех пор жанр продолжает развиваться. Под перформансом можно понимать и концерт Джона Кейджа «4:33» 1952 года, во время которого не было воспроизведено ни одного звука, и работы ныне живущего классика Марины Абрамович, начавшей свой путь в 1970-е, и медитацию на проекте «Тишина».
Перформанс бросает вызов отношениям художника и посетителя, способам взаимодействия с произведением искусства
Также он выводит на новый уровень переживания и получаемые эмоции, через которые каждый художник имеет возможность донести важные для себя смыслы.
Но, как и в любом перформансе, проект позволяет отстраниться и не принимать участие в подобных практиках, если посетителю некомфортно. Если нет желания вступать в контакт с другим, можно помедитировать по аудиоинструкции, специально записанной для проекта, или просто находиться в пространстве с самим собой.
Ню Симакина, медиатор и художница:
«Для меня проект «Тишина» стал возможностью поговорить о том, что на самом деле важно, и познакомить людей, не связанных с искусством, с телесными и перформативными практиками.
Для меня важно демонстрировать, что мир это не только бесконечная борьба и стремление к совершенству, но и возможность жить, дышать и быть свободным, то есть не стремиться «перейти через себя» и «пойти по головам», а быть осознанным, иметь контакт со своим телом и наслаждаться им».
Евгения Фомина, медиаторша и художница:
«В нашем ритме жизни мы не всегда можем быть в моменте здесь и сейчас без оценки, поэтому такие проекты, как «Тишина», важны. В них появляется возможность заглянуть внутрь себя, своих эмоций и состояний. На сессиях участники учатся взаимодействовать как с самими собой, так и с другими посетителями.
В рамках сессии мы затрагиваем три типа слушания: чувственный, смысловой, аналитический. На собственном опыте посетители учатся выстраивать связь между телом, эмоцией и звуком. В завершение медитации посетители обмениваются бесценным опытом друг с другом, получая и открывая в себе новые грани».
Инклюзивность
Еще одной важной частью проекта является инклюзивность: проводятся сессии для глухих и слабослышащих посетителей, а также для людей с ментальными особенностями. Медиаторы устраивают и тифломедитации — метод передачи информации незрячим, который предполагает объективное и безоценочное описание предметов и пространства, что дает возможность по-новому прочувствовать кажущуюся очевидной окружающую действительность.
Анастасия Кожемякина — слабослышащая, йога-инструктор:
«Для меня этот проект — это вдохновляющий опыт и определенные проработки для моего раскрытия, свободы в коммуникации. Как всегда, во взаимодействии, получается, не только я отдаю и веду в процессе практики, но и сама узнаю себя.
Конечно, мне проще работать с глухими и слабослышащими, потому что мы говорим на одном языке, у меня нет напряжения, вдруг что-то не пойму и не смогу дать обратную связь.
Неслышащие — очень отзывчивая публика, для них нужно иначе проводить медитации, нужно познакомить со многими понятиями
Особенно необычен опыт работы с музыкальными инструментами. Сессии со слышащими строятся на другом акценте: надо глубже погрузиться в себя, показать неожиданные стороны восприятия себя, включить визуальный и интуитивный аспект.
«Тишина» позволяет раскрывать себя, видеть, как меняется пространство и как люди окрыляются, когда сама становишься свободнее».
растения «тишины»
Кстати, за растения в инсталляции отвечает ландшафтно-архитектурное бюро «Мох», которое сначала тщательно разместило более ста видов трав, растений и цветов на площади за музеем, а затем каждый день на протяжении проекта чутко следит, чтобы все они цвели до завершения выставки.
Сам по себе сад в центре Москвы способствует расслаблению и замедлению. «Тишина» не диктует правильных путей для заземления, а предлагает набор практик на выбор каждого.