В одном из интервью Стивен Кинг, отвечая на претензии критиков, сказал про главного антагониста своего романа: «Критиков не будет, а Пеннивайз останется». Произведение Стивена Кинга «Оно» — это не просто страшилка про ужас выдуманного городка Дерри, не банальная история праведной битвы со злом. Кинга стала своего рода феноменом, но можно ли экранизировать этот феномен, не утратив и не упустив смысл первоначального произведения?
Ведущий Евгений Стаховский, кинокритик Настасья Горбачевская, литературный критик Галина Юзефович и психолог Мария Бразговская разберут две основные экранизации «Оно» — Томми Ли Уоллеса и Андреса Мускетти, а также вспомнят многосерийную индийскую версию (есть и такая).
Как Уоллес, скованный цепями телевизионной цензуры, пытался повторить в кино градус жестокости книги, удалось ли ему это? Зачем Мускетти выстроил свой фильм как сеанс у психотерапевта? Как Кингу удалось десакрализировать детство и начать «убивать» в книгах детей? Боязнь клоунов, жестокость и отрешенность родителей, травматичный опыт и истинный ужас — обо всем этом в новом выпуске программы телеканала Кино ТВ «Экранная копия».
«Если мы говорим о фобии и о страхе перед клоунами, то, как ни странно, это очень развито в Соединенных Штатах Америки и у нас. Мы можем наблюдать реакцию детей в цирке, которая не всегда однозначна. В случае с клоунами важно понимать, что ребенок в первую очередь, да и взрослый, реагирует на несоответствие поведения и искаженных черт лица. То есть он не очень понимает, что скрывает за собой эта искаженная улыбка, гипертрофированная одежда, слегка зловещий взгляд. Буду ли я, как в фильме «Оно», приманен чем-то? Стану ли я жертвой какого-то глупого розыгрыша или получу подарок? Именно этот образ скрытого лица, а значит, и скрытых чувств, намерений вызывает у человека инстинктивное ожидание некоего сумасшедшего или девиантного поведения, что и формирует страх», — рассказывает психолог Мария Бразговская.
«Экранная копия» — это серия образовательных бесед о фильмах, основанных на книгах. Эксперты разбирают литературные основы каждой картины, сценарные и художественные приемы, к которым прибегали режиссеры, перенося всем известный сюжет на экран. Авторы проекта выбрали следующие произведения: «Ромео и Джульетта», «Маленькие женщины», «Великий Гэтсби», «Оно», «Планета обезьян», «Дон Кихот», «Лолита», «На Западном фронте без перемен».
Кино ТВ — российский телеканал, полностью посвященный индустрии кино. Помимо трансляции фильмов канал выпускает собственный контент, в том числе эксклюзивные репортажи с «Кинотавра», Берлинале, Венецианского фестиваля, Каннского фестиваля и других кинофорумов.
Cсылка на вторую