загадка финала
Как известно, в последней опере Джакомо Пуччини «Турандот» принцесса Турандот задает своим поклонникам три вопроса, не ответив на которые они лишаются жизни. Но сам Пуччини оставил миру загадку, ответа на которую не существует. Каков был бы финал оперы, если бы смерть не помешала автору завершить произведение?
На премьере «Турандот» в 1926 году знаменитый дирижер Артуро Тосканини, дойдя до финала, остановил оркестр и сказал: «Здесь опера заканчивается, потому что на этом месте Маэстро умер». Впрочем, впоследствии сам Тосканини попросил композитора Франко Альфано дописать финал.
Кроме версии Альфано, нынче существуют еще две версии: итальянского композитора-авангардиста Лучано Берио и китайского композитора Хао Вейя. Но эмоциональное, и стилистическое несоответствие смыслу, заложенному Пуччини в свою партитуру, ставит под сомнения любое иное завершение, чем у автора…
версия «геликон-оперы»
В постановке московского театра
«Если бы Пуччини суждено было самому завершить «Турандот», он изменил бы либретто, — уверен режиссер-постановщик. — Изменил же Чайковский финал «Евгения Онегина» чуть ли не на генеральной репетиции, да и сам Пуччини не раз в ходе работы над своими операми правил либретто, если того требовала музыка».
Знаменитый на весь мир маэстро Владимир Федосеев с ним согласен и считает, что ни о каком счастливом финале не может быть и речи, и логическое завершение оперы — это смерть Лиу.
«Турандот» в «Геликоне» совершенно не похожа на симпатичную сказку итальянского писателя Карло Гоцци. Сама принцесса Турандот выступает в двух обличиях — юной красавицы с грациозными движениями и отвратительного подвального монстра…
«Здесь нужна была драматургия жесткая, резкая, эмоциональная, чувственная, это было самым главным», — объяснил свое решение Дмитрий Бертман. Спектакль в «Геликоне» получился роскошный, с огромным количеством персонажей, захватывающий удивительной красотой, великолепно продуманный и динамичный.