В эфире
Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что станете автором текста для «Тотального диктанта» в этом году?
Я давно об этом узнала. Примерно за четыре месяца до того, как информация попала в СМИ. Конечно, обрадовалась, когда мне сообщили. Думаю, любой писатель был бы счастлив стать автором такой интеллектуальной забавы. Более того, в этом году проекту исполнится двадцать лет. Поэтому я считаю, что мне повезло вдвойне. Должна признаться, никогда сама не писала «Диктант». Но в прошлом году на Камчатке была диктором и читала текст Василия Авченко. Поэтому какое-то отношение к акции все-таки имею.
Как вы готовились к написанию текста? Изучали материалы прошлых лет с точки зрения своего писательского опыта?
Я обращала внимание на все. Перед тем, как написать свой текст, изучила работы предшественников. Впечатления разные: есть очень сильные произведения, материалы, будто сделанные наспех, а кто-то вообще брал фрагменты из своих неопубликованных книг. Если говорить о лучших, то на меня самое сильное впечатление произвел текст Алексея Иванова. Он идеальный. Думаю, что «Тотальный диктант» — слишком классный проект, нельзя написать отрывок «между делом». Поэтому я решила создать материал специально для акции.
Как вы оценивали сложность текста? Какие рекомендации для подготовки можете дать?
Когда я пишу текст, совершенно не думаю о том, насколько материал будет сложен к восприятию. Он создан в моем стиле. Но с ним работали «страшные» люди — филологи! Они могли где-то усложнить конструкцию. Думаю, работа получилась средней по уровню сложности. Поэтому если кто-то из слушателей мечтал написать «Тотальный диктант» на пятерку, в этом году у него есть все шансы! Вот небольшая подсказка: кто-то из писателей любит запятые, кто-то скобки, а я люблю тире. Можно прочитать роман «Каждые сто лет», потому что связь с ним точно будет.
Почему вы выбрали жанр дневника?
Дневники меня всегда интересовали, манили с детства. И как жанр, и как привычка человека, которая в наше время приобрела новую форму. Мы все ведем дневники, просто разные. Кто-то пишет от руки, кто-то в заметках телефона или на своих страницах в соцсетях. Все это — своего рода дневники.
В «Тотальном диктанте» примут участие дети. Как написать текст для самых юных участников?
Создание материала для детей сложнее, чем для взрослых, потому что ребенка непросто заинтересовать. Меня радовало, что детский текст небольшой. Утомлять ребят не входит в наши планы. Несколько предложений по теме, связанной с дневниками. Возраст, на который рассчитан материал, — от семи до десяти лет. Самый правильный подход: не переживать об ошибках и оценках, а получать от написания удовольствие. Мне важно, чтобы дети не мучились, будто отбывают наказание, а воспринимали диктант как развлечение.
Расскажите о вашей книге «Картинные девушки». По каким критериям вы выбирали художников и муз для сюжета?
Все зависело только от моих предпочтений: кто мне интересен, о ком хотелось рассказать. Я писала о мастерах, о которых я смогла раскопать что-то действительно новое. Очень важно в таких работах каждый раз делать небольшое, но открытие. Я не искусствовед.
Моя книга — это исследование, посвященное жизни художников и их моделей. Ведь называть этих муз натурщицами не совсем корректно. Если бы вы так назвали Марию Клавдиевну Тенишеву, она дала бы вам зонтиком по голове. Это оскорбительно.
Мне очень дорога история «Картинных девушек». Давно хотела такую рукопись создать, потому что подобных историй я ранее никогда не находила. Писателю приходится самому создавать книгу, которую он не смог найти.
Как должна выглядеть муза?
Это как любовь. Невозможно захотеть стать музой, это же не устройство на работу. Ты или модель, или нет. Художник сам, как правило, выбирает натурщицу. Но за то время, что я писала книгу, сделала два вывода. Первый — эти девушки чаще всего несчастны. Второй — художника вдохновляют не только красивые, но и необычные лица. Как говорит герой моей книги: «От такого лица невозможно устать».
Почему вы решили писать не только о художниках, но и о музах? Собираетесь ли вы создавать произведения о композиторах и поэтах?
Мне кажется, это несправедливо — писать только о художниках. Мы должны знать, кем была эта девушка. Прошли века, а она все также смотрит на нас с портрета. Мне всегда хотелось раздвинуть рамки, зайти в картину и познакомиться с героиней поближе. Возможно, до композиторов и поэтов пока просто не дошли руки.
В эфире «Радио 7 на семи холмах» Анна Матвеева также рассказала, как Пикассо обращался со своими натурщицами, почему людям не нравятся собственные портреты и что прежде всего видит хороший художник в музе. Полное интервью можно посмотреть здесь.
«Тотальный диктант»
20 апреля в рамках юбилейного 20-го «Тотального диктанта» ведущие «Радио 7» вновь выступили в роли чтецов: участники проекта смогли проверить знания под чутким руководством:
«ранних пташек» Татьяны Борисовой и Юрия Гурьянова,
знатока загадок вселенной Дианы Макеевой,
голоса новостных выпусков Павла Потапова,
тревел-эксперта Ольги Яковиной,
мастера создания уютной атмосферы в вечернем эфире Олега Машкова.
Точками притяжения для всех неравнодушных к русскому языку москвичей традиционно стали не только учебные заведения и арт-пространства, но и торговые центры, кафе, государственные учреждения и даже аэропорт!
«Тотальный диктант» — ежегодная международная просветительская акция, направленная на повышение грамотности. Чтецами выступают известные деятели культуры, писатели, актеры, теле- и радиоведущие, а также преподаватели вузов и работники библиотек.