Ольга Кузьмина: «Мы скупили все апельсины для съемок „Чебурашки“»
Фото
«Одноклассники»

Вы говорили в соцсетях, что используете «правило пяти „п“» для поднятия новогоднего настроения. Как оно работает?

Для меня перед праздником важно сделать несколько вещей:

  1. поставить елку дома,

  2. подготовить подарки,

  3. посмотреть добрый новогодний фильм,

  4. погулять по украшенным улицам,

  5. посетить праздничную ярмарку.

Конечно, каждый из нас может придумать свои «п» — все зависит от настроения и подвижности.

Что на Новый год подарил вашему сыну Дед Мороз?

Моему сыну девять лет. Он увлекся магнитной рыбалкой. Ребята закидывают специальные сильные магниты на длинной веревке в реки и достают со дна что-нибудь интересное. Гордей с папой часто «рыбачат» — они нашли пять тележек из магазина и несколько килограммов металлолома, который потом сдали и заработали! Это занятие интересно тем, что ты чистишь водоем и проводишь время на свежем воздухе.

В этот раз мы «помогли» Деду Морозу и подарили сыну металлоискатель с пинпоинтером

Обычный металлоискатель похож на длинную палку с круглым основанием. С ним можно гулять и по звуку понимать, что прибор нашел что-то металлическое. Иногда с его помощью можно обнаружить ценные железяки и даже монеты. Пинпоинтер — это небольшое устройство, которое показывает, где именно копать.

Первого января все обычно доедают салаты. А мы на даче взяли металлоискатель и пошли копать около речки. Получилось даже что-то найти — но, к сожалению, откопать не получилось. Было интересно! Конечно, мы запомнили это место и потом закопали ямку.

«Чебурашка» недавно стал самым кассово успешным российским фильмом. В чем его секрет?

Вся наша большая съемочная группа с любовью работала над фильмом, и каждый из нас хотел сделать хорошее кино. Чебурашка — это герой, который нравится нескольким поколениям. Я на нем выросла, наши родители с ним знакомы, а молодежь почти не смотрела. Этот герой объединил людей разного возраста. С одной стороны, Чебурашка хорошо знаком нам, а с другой — теперь он герой из детства наших детей. Здорово, что зрители семьями ходят в кино.

Как вы стали Чебурашкой?

Я не знаю, были ли другие претенденты на роль, кроме меня, — Дима Дьяченко, наш режиссер, об этом не рассказывал. Мы были знакомы с ним еще со времен сериала «Кухня», и как-то раз он отправил мне сообщение: «Оля, а можешь записать что-нибудь с голосом Чебурашки?»

Я поискала в интернете записи Клары Румяновой и интересные фразы героя

Оказалось, что в мультфильме Чебурашка не так много говорит. Одна из самых длинных фраз звучала: «Гена, а давай я вещи понесу, а ты понесешь меня». Послушала, попробовала — и отправила запись фразы Диме.

Через какое-то время мне позвонила кастинг-директор Таня Кун и предложила участвовать в съемках «Чебурашки». Я спросила, сколько времени займет работа над фильмом и что мне нужно будет делать на площадке — надеть уши и играть? Сложно было сначала представить, как это будет технически организовано.

Как проходили съемки?

Сначала мы снимали в дендрарии в Сочи, а декорации дома Гены были выстроены нашими декораторами неподалеку, в санатории имени Орджоникидзе. Я приехала в город и не понимала, что именно мне нужно делать, — и никто в технической группе не мог ответить на этот вопрос.

Через какое-то время мне сказали, что скоро начнутся съемки, и попросили надеть синюю толстовку для хромакея. В первые дни мне пытались делать какой-то грим и даже уши. Но вскоре стало понятно, что это только мешает и в кадре нужна только моя мимика и мои эмоции.

Я наблюдала на площадке за тем, как артисты играли ту или иную сцену. Сначала, например, Сергей Гармаш играл, как будто обращаясь к Чебурашке, сидящему на диване. Потом брали большую мохнатую игрушку, сделанную нашими кукольниками, и артисты взаимодействовали с ней. Затем куклу убирали и сажали в кадр нашу актрису Катю, которая примерно того же роста, что и Чебурашка. Она была в хромакейном костюме, это нужно было для того, чтобы снять на камеру давление на диван, на тележку и другие движения в кадре.

Во время всего съемочного дня я смотрела, как играют другие актеры, думала, как сыграла бы я, и предлагала текст для Чебурашки

Когда вся работа на площадке заканчивалась, оператор вновь настраивал камеру, я садилась куда-нибудь рядом и под диктовку Димы Дьяченко отыгрывала все сцены, снятые за день. Никакие датчики или специальные костюмы были не нужны — по моим эмоциям создавалась графика.

На озвучивании, когда я приехала записывать голос Чебурашки, мне показали предварительный монтаж. На кадр с артистами, которые играли с воображаемым Чебурашкой, вклеивали кадр с моим лицом, который двигался. Со временем мое лицо убирали, добавляли анимацию в несколько этапов — это была очень сложная работа художников. До самого конца работы над фильмом мы хотели что-то улучшать и доделывать.

Что было сложным во время съемок?

У меня очень долго не получался звук, когда Чебурашка трясся — он скатывался с лестницы на тележке. Тогда в студию звукозаписи пришел Дима. Он начал меня трясти, и у нас получилось все записать.

Было тяжело снимать, как Чебурашка летит с дерева. Он падал с ветки на ветку, орал, и все это нужно было записать так, чтобы попасть в кадр и сделать звук не скучным. Понадобилось несколько смен для этой сцены, потому что мы отсматривали каждый кадр.

При озвучке меня периодически тянуло к высоким тонам, и были слышны женские интонации

Чебурашка все-таки у нас пацаненок, и голос должен был соответствовать. Я ориентировалась при озвучке на Клару Румянову и советский мультфильм. Но в нем герой не так много говорил, а у нас он испытывал такие эмоции, которых не было в оригинале. Мне нужно было и придумать что-то свое, и не оторваться от оригинала.

Сколько времени заняли съемки?

Я участвовала в создании фильма с первого съемочного дня и до окончания постпродакшена — за несколько дней до премьеры. У нас ушло на работу над «Чебурашкой» полтора года. При этом я не знаю, как долго до начала съемок ребята создавали сценарий. Он ведь очень сложный и хорошо продуманный.

Как снималась сцена с апельсинами, когда они рассыпались по улице?

Мы снимали эту сцену в первый день. У нас было несколько тонн апельсинов, которые рассыпали на улице. Особенно круто и ярко они смотрелись на улице и в фонтане. Мы скупили все апельсины в регионе — и их не хватило! Ребята сами ездили и искали их в ближайших городах. Кстати, на озвучке я тоже ела апельсины и мандарины, чтобы в кадре был правильный звук.

Как появился стиль костюмов и города в фильме?

Геля Мартемьянова, художник по костюмам, Оля Финогенова, художник по гриму, и все ребята из художественной части проделали очень большую работу. Все декорации с обветшалыми перилами в доме Гены, к примеру, ребята сделали своими руками. Даже клумбу посадили сами!

Костюмы и грим не просто создают атмосферу сказки в кадре, но и показывают характеры, которые были заложены еще Эдуардом Успенским. Шапокляк, крыса, зеленый костюм Гены — все так или иначе напоминает оригинальный мультфильм. Все эти детали были продуманы на этапе сценария.

Ольга Кузьмина: «Мы скупили все апельсины для съемок „Чебурашки“»
Фото
«Одноклассники»

Нужно ли начинать карьеру в раннем возрасте или начать играть в театре или кино после вуза?

У каждого своя история. В детстве у меня не было никаких иллюзий или больших ожиданий актерского успеха.

Все оказалось сюрпризом, так как благодаря моей маме я спокойно относилась к съемкам. Она нашла объявление о наборе детей для съемок, и мы поехали на киностудию имени Максима Горького. Я прошла кастинг, рассказала какую-то басню — при этом едва осознавала, куда и зачем мы ездили.

Через год или два меня пригласили на кастинг в «Ералаш». Я смотрела его раньше, но не испытывала слишком большого восторга от того, что буду сниматься. В детстве у меня было много занятий — я училась, танцевала и не могла тратить много времени на такое «праздное» времяпрепровождение. Однако меня утвердили на роль, и я оказалась на съемочной площадке.

Там много людей, техники, все что-то делают, а ты сидишь и ждешь, при этом не очень понимая, что именно должно произойти

Поскольку я снималась в «Ералаше», Борис Грачевский отправил меня к Сергею Проханову, который искал главную героиню — дочь Луны. Тогда Театру Луны только что дали новое здание на улице Пятницкой, и Проханов, вдохновившись этим, решил снять кино.

Когда мы работали над фильмом, у него был набран курс в ГИТИСе. Съемки в театре, занятия со студентами в театре — все это проходило параллельно. Сергей Борисович предложил мне пойти учиться к нему на курс. Я сначала сомневалась, идти ли в театр, но Грачевский меня убедил попробовать. В итоге на культурологии я осталась на заочке, а в театральном очно, и закончила два вуза.

Почувствовали ли вы себя звездой после съемок в «Кухне»?

Работа над ролью Насти была сложной и непростой. Было шоком, что так много людей полюбило сериал, когда сотни людей восторженно встречали нас на презентации.

Похожи ли вы на Настю в реальной жизни?

Интересно, что перед съемками всегда есть придуманный персонаж. Мы стараемся с ним познакомиться, понять и оправдать его поступки, а потом от сезона к сезону настолько сближаемся с ним в душе, что становится непонятно — то ли сценаристы ориентируются на личность актера, то ли сам актер подстраивается под героя.

Многое в сериале оказалось связано с моей жизнью вне его. Я по-настоящему забеременела — и сценаристы решили это обыграть в сериале. Я родила — и у Насти тоже появился ребенок. У Насти начала развиваться карьера — и у меня тоже. Неясно даже, кто был «первоисточником». Мне кажется, я сильно повлияла на характер Насти.

В новом сезоне «Ивановы-Ивановы» после череды проектов с положительными героями вы будете играть не очень приятную женщину. Сложно ли перестраиваться на роль отрицательного героя?

Не то чтобы я ждала эту возможность, но очень рада получить такой опыт. Сережа Знаменский, режиссер этого сезона «Ивановых-Ивановых», решил, что эту роль должна сыграть я, хотя они изначально искали другой типаж. Моя героиня работает помощницей героя Стаса Дужникова. Кажется, что на нее можно положиться, но на самом деле она думает о том, как бы забрать фирму себе.

Как бы вам хотелось дальше развивать карьеру?

Мне интересны многие проекты, и неизвестно, куда профессия меня заведет. Могла ли я подумать в театральном вузе, что буду заниматься озвучкой? А во время учебы на культурологии — что буду не только смотреть кино на экране, но и играть в нем? Моя профессия дает много возможностей, благодаря ей я путешествую, веду шоу. Но не загадываю, какие роли и характеры будут впереди. Когда ты чего-то ждешь, расстраиваешься, что это не происходит, а когда нет — всегда рада чему-то новому.