Московский институт психоанализа вошел в ТОП-5 Национального рейтинга университетов «Интерфакс 2024»
Фото

Пресс-служба

Национальный рейтинг университетов «Интерфакс 2024»

В этом году «Интерфакс» провел оценку программ высшего психологического образования во второй раз. По итогам исследования, в котором приняли участие 150 российских вузов, в экспериментальный рейтинг вошли 50 университетов.

На результаты повлияли данные, полученные вследствие анкетирования администраций, научно-педагогических работников, студентов и выпускников, а также показатели в СМИ и социальных медиа, количество публикаций в тематических русскоязычных научных журналах и сведения об участии в олимпиаде «Я — профессионал». По сравнению с 2023 годом, количество участников исследования увеличилось. Кроме того, в рейтинге стало больше педагогических и частных вузов.

Московский институт психоанализа занял 5-е место в общем рэнкинге — это первый случай, когда частный вуз оказался среди лидеров. В пятерку также вошли: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный психолого-педагогический университет и Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики.

Институт продемонстрировал высокие результаты сразу по нескольким показателям в оценке образовательных программ

Восьмое место в оценке администраций и выпускников, четвертое — в оценке ПОА, семнадцатое — в оценке публикационной активности и третье место в оценке разнообразия образовательных программ. По репутационным показателям Московский институт психоанализа занял первое место: в оценке учитывалось число публикаций и сообщений в СМИ и социальных сетях в контексте психологического образования.

В рамках круглого стола в обсуждении приняли участие:

  • заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов;

  • руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов», группа «Интерфакс» Алексей Чаплыгин;

  • ректор Московского финансово-юридического университета, доктор экономических наук Алексей Забелин;

  • первый проректор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Александр Демидов;

  • проректор по научно-методической работе РосНОУ, доктор педагогических наук, профессор Тимур Сливин;

  • и. о. декана факультета психологии СПбГУ, заведующая кафедрой психологии личности, доктор психологических наук Светлана Костромина;

  • руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, заместитель декана факультета, кандидат психологических наук Мария Чумакова;

  • президент международной профессиональной ассоциации психологов, кандидат психологических наук Ольга Хлебодарова.

В ходе обсуждения эксперты пришли к следующим выводам

Во-первых, в настоящее время отмечается рост интереса к образовательным программам по направлению «Психология» и психологическому знанию в целом. Поэтому с целью предотвращения распространения некорректных данных и увеличение числа некомпетентных специалистов вузам важно развивать и поддерживать на должном уровне просветительскую деятельность.

Во-вторых, отзывы студентов и выпускников указывают на необходимость усиливать психологическое комьюнити, к которому у специалистов будет доступ после выпуска из вузов. При этом важно учитывать потребности обучающихся, которые могут меняться с течением времени. Так, по сравнению с предыдущими поколениями, отношение к образованию сместилось от ценностного к потребительскому. Помимо наличия психологического сообщества, выпускники также нуждаются в наставничестве.

В-третьих, психологическое образование должно развиваться, чтобы справляться с новыми вызовами современности. Возможны внедрение психологических дисциплин в смежные направления подготовки и увеличение объема знаний в сфере искусственного интеллекта, чья роль в обществе растет с каждым годом.

В перспективе все соответствующие дисциплины должны быть определены в отдельный класс «науки о человеке»

Первый проректор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Александр Демидов, определил «экспериментирование» как одну из основных задач для частных вузов. «Мы начали экспериментировать с развитием онлайн-образования более 10 лет назад. Если в 2011 году этот подход был новым, то пандемия 2020 года доказала, что такой формат стал нормой», — прокомментировал он.

«За последние пять лет Московский институт психоанализа активно разрабатывает различные сетевые образовательные программы, которые позволяют получить два диплома за короткий срок. Совместно с РАНХиГС мы реализуем программы для студентов юридического факультета и факультета государственного и муниципального управления. Кроме того, у нас есть совместная программа по бизнес-психологии с лидерами онлайн-образования — платформой Skillbox», — добавил Демидов, подчеркнув важность готовности к вызовам нового времени.

Участники круглого стола также обсудили необходимость повышать патриотизм среди студентов — делать акцент на трудах выдающихся советских ученых и усиливать знание истории психологии. Кроме того, были озвучены наиболее востребованные профессии будущего: по мнению экспертов, такими специалистами станут киберпсихологи, реабилитологи и переговорщики (медиаторы).