Уже 18 июля в кинотеатрах стартует новый фильм «Мадам Клико», который расскажет о молодой вдове, сумевшей завоевать Европу раньше, чем это сделал Наполеон I. Это экранизация книги Тилар Маццео, ставшей бестселлером New York Times. Возможно, кто-то уже слышал о мадам Клико и думает, что это женщина, которая придумала маркетинг, шампанское, этикетки на бутылках и вообще все. Но это немного не так. Хотя истина не менее впечатляющая.
Во-первых, шампанское она не изобретала. Его изобрели не в Шампани, и даже не во Франции. Правда в том, что оно появилось как-то само. Французский монах Пьер Периньон поставлял вина в Англию и случалось так, что они начинали «пузыриться». Почему — никто не мог понять.
И пока Пьер Периньон всячески старался избавиться от такого брака, англичанам игристость пришлась по вкусу, и именно они начали изучение нового напитка с целью его производства
Ну а популяризировали игристое вино действительно во Франции, если точнее, это сделал король Людовик XIV. Он пристрастился к шампанскому (хотя тогда его так еще особо не называли), из-за чего напиток быстро вошел в моду при дворе и у знати Европы.
Во-вторых, история Барбы-Николь Клико — это не классический рассказ об обычной девушке из обычной семьи, которая трудом и решимостью добилась головокружительного успеха. Все немного не так. И уж кто-кто, а она точно не была из «обычной» семьи.
ДВА КЛАНА
Отец Барбы-Николь Жан Николя Понсарден был далеко не простым. Он владел одной из самых крупных текстильных компаний Франции, расположенной в его родном городе Реймс, в сердце Шампани. Бизнес у него был настолько успешный, что он даже поставлял ткани в королевский дом и к тому же был одним из организаторов коронации Людовика XVI и его новоиспеченной жены Марии Антуанетты. Мужчина был на короткой ноге с самой высшей знатью, чем, безусловно, очень гордился.
Гордиться своими связями он перестал с началом Французской Революции, когда каждого прилично одетого прохожего могли поймать прямо на улице и тут же познакомить с новейшим изобретением — прибором под названием гильотина. С учетом таких нововведений Жан Николя Понсарден как-то сразу осознал, что путь империализма ведет в никуда, и быстро заделался революционером. Притом записался он в отряд самых радикальных. На всякий случай.
Там француз познакомился с еще одним владельцем текстильного и винного бизнеса Филиппом Клико, с которым сразу нашел общий язык на фоне того, что оба подались в революционеры по одинаковым причинам. Позже они женят своих детей и дадут новый толчок бренду Клико, который существовал уже с 1777 года. Забавно, что в том же году родилась и Барба-Николь.
Когда революционный пыл начал стихать, дела Жан Николя Понсардена снова пошли хорошо: даже рабочий класс захотел красиво одеваться, так что текстильный бизнес вырос. У нового лучшего друга были виноградники в Шампани с уже налаженным производством вина, и они подарили этот небольшой бизнес своим детям, чтобы молодоженам было чем себя занять.
Франсуа Клико, сын Филиппа и первый и единственный муж Барбы-Николь, подхватил семейное дело с огромным энтузиазмом
Он был человеком инноваций, желавшим развивать бизнес по-новому. В то же время его отец считал, что в виноделии все уже придумано и не нужно изобретать велосипед. Этот пусть и небольшой, но конфликт с отцом мужчина приносил домой и с энтузиазмом рассказывал о своих идеях супруге. Она внимательно слушала и как-то само собой стала принимать все более и более активное участие в делах мужа.
В добавок к тому Франсуа Клико очень любил читать и изучать все новое: книги о виноделии, новые исследования и даже научные работы по теме. На прилавках удачно появилась книга известного французского ученого и химика Жан-Антуана Шапталя «Искусство виноделия», которой мужчина зачитывался как одержимый и всеми полученными знаниями каждый вечер делился с супругой.
В 1805 году Франсуа Клико умер от болезни. При нем бренд так и не расцвел, хотя он успел подготовить прекрасную почву. Пожалуй, самым главным его вкладом в будущий успех стало то, что именно он нашел и привел в семейное дело Луи Бона, человека, благодаря которому шампанское Клико попробовали жители самых разных уголков мира. И именно этот человек заработал молодой вдове первый миллион.
ВДОВА КЛИКО
После смерти мужа весь бизнес лег на хрупкие плечи молодой Барбы-Николь. И, согласно традициям жанра, тут нужно бы сказать о том, как все были против, чтобы предприятием руководила женщина, и все буквально вырывали виноградники из ее рук. Но, по правде говоря, все было совершенно наоборот. Вдове помогали абсолютно все: и свекор, который предоставил поддержку и средствами, и людьми, и отец, поделившийся связями в высших кругах, и даже сам Наполеон Бонапарт!
Дело в том, что император как раз занимался реформированием державы. В том числе расширением прав женщин и, в особенности, вдов. Связано ли это с его личными симпатиями к дамам такого социального положения, среди которых, напомним, была и Жозефина, достоверно неизвестно. В любом случае его законы расширяли права тех женщин, которые брали на себя бизнес усопших супругов.
Ну а главным пособником виноградников Клико был упомянутый выше Луи Бон — он уже несколько лет отвечал за транспортировку и международные поставки
Он самолично наладил сбыт за границей и успешно транспортировал грузы на своем корабле. Талантливый моряк знал с полдюжины языков и мастерски вел переговоры. Именно он расширил сеть продаж, наладил поставки и в рекордные сроки мог выполнять самый сложный заказ. Даже в разгар войны.
К слову, название бренда «Вдова Клико» вовсе не придумка Барбы-Николь. На то время это было традиционным название винодельни, которой управляет овдовевшая женщина. К тому моменту уже существовали компании «Вдова Лоран-Перрье», «Вдова Шануан», «Вдова Бланш» и многие другие.
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ
Наполеон Бонапарт, известный любитель шампанского, действительно ввел немало реформ, которыми старался поддержать местное производство вин. И все же именно он стал причиной упадка и даже закрытия множества виноградников. Развязав войну, он практически полностью закрыл международную торговлю, что безусловно привело к упадку экономики. Продажа вина исключительно во Франции, учитывая количество здешних виноградников и предприятий, сулила крах большинству из них. Многие не выживали. В том числе и любимая винодельня императора.
Здесь тоже прекрасно бы подошла история о том, как Наполеон Бонапарт обожал шампанское именно бренда «Вдова Клико». Мол, впервые попробовав его, он сразу отметил талант юной предпринимательницы. Но к правде это не имеет никакого отношения. Конечно, ее отец постарался, чтобы бокал «Вдовы Клико» добрался до губ императора, но тот никак не выделил его. Его фаворитом был Жан-Реми Моэт, который, как ни парадоксально, обанкротился как раз из-за наполеоновских войн. Но не один он был повинен в упадке виноделия Франции. Посодействовала еще и погода.
Если когда-нибудь в фешенебельном ресторане вам предложат изысканное вино урожая 1809 года, не спешите соглашаться — здесь явно есть подвох. Дело в том, что в этом году стояла засуха, притом по всей Европе. Жара уничтожала виноградники, и длилось это несколько лет. Наполеоновская кампания тоже не шла успешно и Францию частично заняли войска Российской империи. Занят был и Реймс, как и почти вся Шампань.
Солдаты, разбившие лагеря в культурном центре мирового виноделия, конечно же, не отказывали себе в удовольствии
И все же по приказу князя Сергея Александровича Волконского войскам запрещалось грабить Реймс — за шампанское они должны были платить. Тем не менее винные погреба быстро опустели, а их владельцы оставались без прибыли.
Знаменитая фраза Барбы-Николь Клико «Сегодня они пьют, а заплатят завтра» связана с тем, что она, в отличие от многих, не прятала свой товар подальше от солдат. На тот момент все понимали, что война вскоре закончится. Она же еще и понимала, что офицеры, вернувшись на родину, будут мечтать вновь попробовать то самое шампанское, которым они праздновали свои победы в сражениях. Российская империя была вторым по размеру рынком шампанского, и успех бренда там сулил немало прибыли.
Когда французские войска отвоевали Шампань и заехали в Реймс, молодая вдова радостно встречала офицеров. Подойдя к двум всадникам, она вручила им по бутылке шампанского и бокалу, чтобы отпраздновать победу. Один из офицеров, не имея возможности спешиться или же открыть бутылку сидя на коне, попросту достал шпагу и одним эффектным ударом срубил пробку. Это вызвало бурю эмоций и аплодисментов свидетелей. Так родился сабраж — популярное искусство открытия шампанского саблей. И здесь у самых истоков стояла мадам Клико.
ГОД КОМЕТЫ
Теперь пришло поговорить о, пожалуй, лучшем сорте вина XIX века и о том, как оно изменило историю бренда. Через несколько лет засуха закончилась. То, что грядет нечто особенное, люди поняли в 1811 году, просто выйдя на улицу и взглянув вверх. Там они увидели комету: она была видна невооруженным глазом и оставалась в небе 290 дней. Данный знак можно было трактовать по-разному, но его все же нарекли счастливым. И весьма удачно: в этот период урожай был не просто хорош, он был одним из лучших!
Вино года кометы, пожалуй, до сих пор остается на слуху. И цены это подтверждают. Например, бутылка Шато д'Икем 1811 года сейчас обойдется в 117 тысяч долларов. Собрав свой урожай кометы, мадам Клико начала готовить его к отправке в Российскую империю, что до сих пор оставалось незаконным. И все же она понимала, что если будет ждать, то может утонуть в конкуренции, когда границы откроются для всех. Ну а в том, что они откроются, не сомневался никто. Здесь нужно быть первым, иначе успеха не видать.
И снова пришел на выручку старый и верный друг Луи Бон. Он снарядил корабль и забрал весь запас года кометы — лучшее, что мог предложить дом Клико. Моряк отправился в Санкт-Петербург прямо через военные блокады. Если бы его поймали, если бы власти узнали о таком маневре молодой вдовы, штрафами бы дело не обошлось. На кону стояла без преувеличения ее жизнь.
Луи Бона можно было бы назвать Ханом Соло своего времени: он успешно доставил груз, не попавшись ни властям, ни армейскому флоту, как делал это уже много раз. Когда Наполеон Бонапарт только начинал свою кампанию, помощник мадам Клико уже обзавелся дистрибьюторами в империи.
Итак, партия составляла 10 550 бутылок шампанского, а стоимость каждой в эквиваленте на современные деньги — 100 долларов за бутылку
Притом предприимчивый Луи Бон принял волевое решение слегка повысить стоимость без согласия начальницы — он сделал это во время отгрузки. Товар забрали с руками, а Барба-Николь Клико в этот самый миг официально стала одной из богатейших женщин Франции.
Затем эмбарго на торговлю сняли. И пока французские виноделы лишь загружали свой товар на корабли во Франции, Луи Бон уже плыл за следующей партией. Пока он возвращался, мадам Клико готовила к отправке новую порцию. Получится ли повторить успех, она не знала и нервничала не меньше, чем в первый раз. По прибытии в Петербург с второй партией ее помощник, будучи человеком, не лишенным юмора, написал: «Плохие новости. К ужину мне пришлось идти и покупать шампанское, так как нашего уже не осталось».
В Петербурге шампанское вдовы Клико встречали с распростертыми объятиями: как и было задумано, к тому моменту бренд стал известным и уважаемым. Предпринимательница удвоила свой и без того не малый капитал в максимально сжатые сроки. В среднем в год она экспортировала 220 тысяч бутылок шампанского.
«Русские получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское. Они приходят в восторг от того, как пробка выстреливает сама по себе, а пена орошает платья сидящих за столом дам», — писала француженка. Стоит отметить, что в то время шампанское сильно отличалось от современного. Оно было в два раза слаще и намного крепче. Считалось, что бутылка шампанского, выпитая в одно лицо, спокойно укладывала спать прямо под стол бывалого офицера.
КОРПОРАЦИЯ КЛИКО
В 30 с небольшим лет у вдовы появился капитал, которому могли бы позавидовать короли. Но она была не типичной девушкой: Барба-Николь Клико не любила дорогие украшения, балы и платья. Будучи дочерью своего отца, она вкладывала деньги в новые предприятия, открывала новый бизнес и преумножала капитал. Среди прочих у нее появился свой банк. Банк Клико.
Впрочем, ее амбиции сыграли с ней злую шутку. Из-за руководства сразу несколькими предприятиями она чуть не обанкротилась и не потеряла все. Спасти бизнес тогда ей помог Эдуард Верле, старый друг и бывший сотрудник, который в одну ночь смог в срок внести плату по ее кредитам и спасти «Вдову Клико» от банкротства. Когда-то он уехал работать в Англию, но вернулся, чтобы помочь подруге в самые темные времена. После такой близости к катастрофе Барба-Николь Клико приняла решение, что отныне будет заниматься исключительно виноделием.
Продажи на самом хлебном рынке тоже периодически падали. Многие в России стали продавать шампанское под видом «Вдовы Клико», что ударило не только по прибыли, но и по престижу бренда. И тогда она начала обозначать свои бутылки. Ранее это не практиковалось — логотип достаточно было разместить на бочке.
Но шампанское было единственным вином, которое разливали исключительно по бутылкам, а брендировали только ящики, в которых их и перевозили
В какой-то момент дистрибьюторы и сами начали требовать подтверждать аутентичность товара, так что предпринимательница стала наклеивать этикетки. Массово лейблы на бутылках начали появляться лишь в 1820 годах, но мадам Клико проделала этот трюк уже в 1814 году. Это была белая этикетка с датой и местом изготовления вина.
Барба-Николь Клико не только стала пионером в маркетинге вин. Она также изобрела новый метод хранения шампанского, благодаря которому напиток становился практически кристально чистым, но при этом не терял «игривость».
Необычно то, что она не просто отдала на «аутсорс» задание найти способ очистки, а самолично тестировала разные положения бутылки и изменения стоек для хранения, чтобы найти нужный метод. Ей это удалось, но кричать на весь город «Эврика!» она не стала и держала технологию в секрете. Впрочем, в конце концов о ней узнали все. Даже сейчас многие виноделы продолжают пользоваться разработанной ею методологией хранения и очистки шампанского от осадка.
НАСЛЕДИЕ КЛИКО
В очередной раз, наладив дела, вдова решила уйти в отставку. Она искала, кому передать бизнес, но кандидатов становилось все меньше. Сперва она хотела отдать все своему тестю, но он, как и отец Барбы-Николь Клико, скончался. Ее верный друг Луи Боне также был среди претендентов на огромное наследство, однако и его ждала печальная участь. Талантливый мореплаватель, настоящий храбрец и предприниматель, поскользнулся на куске льда и после этого падения уже не встал.
Большим шоком для общественности стало объявление о том, что она собирается передать бизнес молодому Георгу Кристиану Кесслеру. Он работал поставщиком и одновременно с Луи Боном перевозил вина в Российскую империю с 1814 года. Конечно же, поползли слухи об их романе. Эта идея, впрочем, быстро забылась.
Еще одним кандидатом был Луи де Шевинье, муж ее дочери Клементины. Он мечтал подхватить бизнес своей тещи, но она его предусмотрительно к серьезным делам не допускала. Она просто обожала зятя и сама принимала активное участие в женитьбе своей дочери на нем. И все же несмотря на любовь, она прекрасно понимала, что он за человек. А был он безумно обаятельным, веселым юношей, которого можно было назвать душой любой компании. Но при этом совершенно непутевым. К тому же он был заядлым игроком в карты, но и здесь не отличался умением.
Теща систематически выплачивала за него долги, да и вообще полностью обеспечивала его красивую жизнь
Чтобы отвлечь зятя от карт и разгульной жизни, ему периодически подсовывали разные «безопасные» хобби. Так, он начал писать стихи. Поговаривали, что любой житель Франции мог узнать его творчество с двух строк — все было настолько плохо! И все же вдова Клико тайно выкупала издания своего зятя, создавая видимость их популярности. Лишь бы в карты не играл.
В конечном счете дело Клико перешло Эдуарду Верле. Точнее сказать, 50% дела. Вдова осталась в совете директоров и владельцем половины предприятия с соответствующими вытекающими. Наследник оказался прекрасным управляющим, который приумножал прибыль и выводил бренд на новый уровень узнаваемости. Параллельно он построил еще и успешную карьеру политика.
В 1841 году Барба-Николь Клико ушла в отставку со спокойной душей и занялась своим новым хобби — обустройством домов. В переводе на современный это означает дизайн интерьеров, с одной лишь небольшой поправкой — француженка сперва покупала дома и угодья, а потом уже занималась их облагораживанием. Только для себя.
«Бестолковый» зять тоже внес свою лепту. Будучи человеком компанейским, он вращался в самых высших кругах, нашел удачные партии для своих детей и благодаря ему все члены семьи получили дворянские титулы. Все, кроме Барбы-Николь Клико. Но ей это было просто незачем, ведь у нее и без того был свой титул: вся Европа знала ее как королеву Реймса и королеву шампанского.