Цель крупнейшего проекта Музея «Гараж» — развитие отечественной художественной сцены. Первая Триеннале, прошедшая в 2017 году, представила в Москве работы более 60 художников, отобранных кураторами музея по итогам исследовательских поездок.
Вдохновением для кураторов второй Триеннале служила книга британского социолога Джона Ло «После метода: беспорядок и социальная наука» (2004). Ло зафиксировал кризис социологической науки в многополярном и мультикультурном мире. Вместо стройных моделей и классификаций общества он предложил «метод-сборку», где классы монтируются с религиозными сообществами, субкультуры — с целыми онтологиями (картинами мира).
«Красивая ночь всех людей» — это тоже сборка на основе Триеннале 2017: ее участники сформировали список тех, кто участвует и в выставке 2020 года.
Такая механика отбора обусловлена несколькими факторами. Во-первых, кураторы второй Триеннале с подозрением относятся к фигуре эксперта в такой живой и динамично развивающейся области, как современное отечественное искусство. К тому же в многонациональном государстве с очень разными культурными и социальными условиями не может существовать единого критерия в оценке произведений искусства.
К тому же, как считают организаторы, в стране, пережившей за последние сто лет несколько войн и эпизодов насильственной модернизации, личные связи наделены особым весом. Зачастую они оборачиваются банальной коррупцией, но столь же регулярно становятся защитой от бюрократии, экономического и социального давления.
Задача второй Триеннале — показать разнообразие и крепость личных связей в мире актуального искусства России. Для этого каждому участнику Триеннале 2017 года было предложено — при соблюдении двух условий — стать частью своеобразного социального эксперимента.
Первое — отношения между рекомендующим и рекомендуемым (учитель/ученик, родитель/ребенок, продавец/покупатель) должны были быть предъявлены открыто. Второе — рекомендующий должен что-то сделать для рекомендуемого и его/ее участия в выставке в том формате, который кажется уместным (написать текст, взять интервью, помочь с производством работы или ее выбором и так далее). Выполняя эти условия, участники первой Триеннале рекомендовали Музею «Гараж» не только других художников, но и научные лаборатории, образовательные и благотворительные организации.
Концепция метода-сборки второй Триеннале не претендует на уникальность. Идейно близкие предшественники на российской художественной сцене — выставка Виктора Мизиано «Экспериментальное исследование» в рамках международного проекта «Многообразные культуры. Современное искусство в меняющемся мире» (Музей фольклора, Рим, 1992) и проект Андрея Паршикова «Интимный капитал» (разные площадки, Москва, 2010). Эти выставки были построены на принципе передачи права выбора художникам, обсуждениях общего поля действия, проблеме мотивации выбора и описании типов взаимоотношений.
Название Триеннале позаимствовано у книги математика Романа Михайлова (2017), написанной на особом, не символьном, а процессуальном языке, который предполагает своевольные маршруты чтения без определенного сюжета (однако название не является темой: участники второй Триеннале могут взаимодействовать с ним и книгой, а могут и сохранить полную творческую независимость).
Принцип рекомендаций распространяется и на ряд мероприятий в рамках Триеннале, которые прошли или еще пройдут в региональных институциях — партнерах «Гаража». При поддержке Триеннале кураторы и руководители этих институций приглашают к себе профессионалов в области современного искусства на мастер-класс, лекцию или в резиденцию. Как и в случае выбора художников Триеннале-2020, мотивация такого приглашения лежит целиком в зоне ответственности приглашающей стороны.
С учетом ограничений пандемии основная часть программы будет реализована в 2021 году. В этом году Триеннале поддержала сотрудничество Школы вовлеченного искусства (Санкт-Петербург) с художницами и исследовательницами Анной Энгельхардт (Лондон) и Сашей Шестаковой (Москва), эфир фантомного офиса арт-институции «Крёльски центр» на платформе Twitch, а также семинар независимой кураторки, искусствоведа и преподавательницы Елены Яичниковой (Лион/Москва) в Центре современного искусства «Типография» (Краснодар).
Garage Limited Editions — новое направление Музея «Гараж», которое помогает популяризировать коллекционирование тиражных произведений искусства современных художников. Первыми участниками проекта стали художники 2-й Триеннале Антон Кушаев и Зина Исупова.
Антон Кушаев представлен акварелями, развивающими его эксперименты со свободной компоновкой эзотерической символики.
Зина Исупова создала уникальные аппликации, изображающие предметы быта. Приобрести работы можно оффлайн в книжном магазине Музея.
Кураторами выступают Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина.