«Хлеба и зрелищ: почему нас привлекают чужие страдания?» — табу-ток в Москве
Фото

Пресс-служба

Темы

Почему нас влечет к драме

Театр и литература всегда служили мощным каналом выражения коллективных переживаний. Специалисты по античной трагедии и психологии находят общее в феномене катарсиса — очищения через сопереживание чужих страданий. Даже Зигмунд Фрейд считал катарсис важнейшим элементом эмоционального освобождения, когда скрытые чувства выходят на поверхность, позволяя человеку осознать и переработать их.

Что такое эмоциональное заражение

На встрече участники смогут на практике почувствовать, как работают зеркальные нейроны и эмоциональное заражение. С помощью небольшого психологического эксперимента зрители увидят, как эмоции передаются между людьми, причем зачастую незаметно для них самих. Это позволит понять, почему чувства, казалось бы, случайных людей в метро или в соцсети захватывают наше сознание и как это связано с нашими глубинными психологическими механизмами.

О чем говорят новые формы социального театра

Современные театральные практики, такие как импровизация, плейбэк и форум-театр, играют с эмоциями зрителей и стирают границы между залом и сценой. Эти формы театра дают возможность не только наблюдать, но и участвовать, превращая каждого зрителя в активного соучастника события. Как такие интерактивные форматы помогают нам лучше понимать себя и свои чувства? И что стоит посетить москвичам, если классические постановки уже испробованы?

Где проходит грань между эмпатией и вуайеризмом

Когда мы наблюдаем за чужими эмоциями, граница между искренним сопереживанием и нездоровым любопытством оказывается тоньше, чем кажется. Эмпатия — это способность представить себя на месте другого, почувствовать его боль или радость и, возможно, помочь. Вуайеризм, напротив, подпитывается потребностью в зрелище ради самого зрелища, при этом дистанция сохраняется, но нет потребности поддержать или утешить. На табу-токе участники и эксперты разберут, как наши реакции зависят от мотивации: что движет нами — желание лучше понять или стремление почувствовать себя «над» ситуацией, оставаясь в безопасности зрителя.

Эксперты

  • Александра Яковлева — психолог и журналист

  • Анна Макарчук — кандидат психологических наук, психолог, директор Центра толерантности

  • Константин Образцов — писатель, филолог, популяризатор литературы

  • Юлия Шевелева — режиссер, театральный педагог