Psychologies: Когда вы стали всерьез заниматься живописью?
Катерина Плеханова: Я много рисовала в детстве, посещала художественные кружки и специализированную школу, но серьезно к своему увлечению стала относиться только при поступлении в институт. Тогда я планировала стать художником-модельером. В течение двух лет я каждый день занималась академической живописью и рисунком.
У вас в ноябре планируются выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Какие серии работ на них будут представлены?
Я покажу работы из серии «Женщины» и «Натюрморты», над которыми работала последние три года, а также несколько работ из новой серии.
Кто ваши любимые художники и чье творчество оказало на вас наибольшее влияние?
В первую очередь это, конечно, Поль Сезанн. Еще до моего увлечения кубизмом мне всегда нравились его работы. В детстве в нашей библиотеке я любила рассматривать каталоги с его работами и живописью импрессионистов. Я часто копировала их работы. Уже позже я узнала, что он основоположник направления «кубизм». Сейчас мне нравятся абсолютно разноплановые художники. С большим уважением отношусь и к сюрреалистам. Меня восхищают работы русских авангардистов и художников, которых объединили в «лондонскую школу».
Как вы пришли к кубизму и конструктивизму?
В какой-то момент у меня появилось желание выйти за рамки академизма, которым я занималась в институте и до него. Я обратилась к своему другу, профессиональному художнику. Он объяснил мне, что такое кубизм и конструктивизм, показал, как я могу работать в этих техниках.
Как вы думаете, вы могли бы в будущем выбрать для себя другое направление, и если да, то в какое?
Я не думала об этом, но ничего нельзя исключать. В любом случае это будет какое-то логичное продолжение моей текущей деятельности.
Вы часто пишете обнаженных женщин и цветы — это что-то значит?
Я никогда не обращала внимания на этот факт, но вы правильно заметили тенденцию. На мой взгляд, женская натура всегда красива и интересна. Мне хочется показать эту красоту, уникальность каждой женщины, независимо от телосложения, цвета кожи, длины волос. Цветы меня привлекают по той же причине. Даже если это два пиона одного сорта, они никогда не будут одинаковы. Обычно я пишу те цветы, которые появляются у меня в доме. Это тоже история про красоту и женственность.
Вы прекрасно владеете цветом, сочетанием цветов. Что для вас на первом месте: идея или техническое исполнение?
Для меня одно без другого не существует. Я много времени уделяю техническому исполнению. Какой бы хорошей идея ни была, она не может быть выполнена кое-как, «на коленке».
Как вы думаете, могут ли люди, далекие от искусства, чему-то научиться у художников?
Думаю, у любого человека можно чему-то научиться — например, более тонко чувствовать этот мир. Каждый художник даст вам свое видение того, что такое красота.
С чего начинается ваш день, как устроен рабочий процесс?
Мой день всегда начинается с кофе. И у меня обязательно должен быть порядок в студии — без этого не могу начать работать. Как правило, у меня в голове уже есть идея или набросок будущей работы. Я могу сделать быстрый эскиз маркерами, понять, какой примерно будет картина по цвету и композиции, и тогда приступаю к работе. Это такое таинство между мной и холстом. И еще я всегда пишу под музыку.
Над чем вы работаете сейчас?
Продолжаю серии работ «Женщины» и «Натюрморты», а также начала новую серию «На границе с Абхазией», на которую меня вдохновило путешествие этим летом.
Как вы находите вдохновение в мире визуального и информационного хаоса?
Я нахожу вдохновение в людях и природе. Стараюсь минимизировать свое погружение в информационное поле: реже выхожу в социальные сети, новости в основном узнаю от знакомых. Стараюсь фильтровать нескончаемый поток информации в современном диджитализированном мире. Главные новости и интересные статьи или подкасты по искусству — этого мне достаточно.
Вы переживали когда-нибудь творческий кризис? Бывает ли такое, что пишете картины без настроения?
Творческий кризис для меня — это точка моего роста. Как раз перед тем, как я начала работать в направлении «кубизм», мне стало тесно и неинтересно в рамках реалистичной живописи. В какой-то момент я честно призналась себе: пора найти что-то новое, попробовать реализовать свои творческие амбиции в каком-то другом ключе. И еще я следую одному правилу: картины без настроения не пишу вообще — у меня просто не получается.
Для вас важна обратная связь от людей?
Скорее да, чем нет. Мне приятно, когда со мной делятся эмоциями и говорят, что мои работы поднимают настроение или вдохновляют. Некоторые отмечают, что чувствуют сильную и светлую энергетику от моих работы. Это, конечно, приятно и не может не радовать. Люблю, когда присылают сообщения о том, что вживую мои работы намного лучше, чем на фото. Это все-таки важно — заниматься любимым делом и получать от него удовольствие.