16 ноября 2020 г. по указу мэра Москвы во второй раз за год закрылись все федеральные музеи, подчиняющиеся Министерству культуры. И только некоторые частные художественные галереи и независимые арт-пространства продолжили работу оффлайн, соблюдая строгие ограничения по количеству посетителей.
Лишившись привычных точек на культурной карте и не успев утолить «жажду прекрасного» после предыдущего домашнего заточения, публика продолжила искать и осваивать новые локации. И среди тех, кто включился в поиск, оказалась и не самая привычная для музеев и галерей аудитория — молодежь.
Представители поколения Z с детства взаимодействуют с цифровым контентом в любых его жанрах и формах. Они открыты новому и крайне любопытны, но все же чаще их можно было застать за съемками видео для популярной сети TikTok, нежели встретить в залах музеев. Вот почему никто не мог предположить, что пост с небольшим видео из галереи VS unio соберет за несколько дней более 9 тысяч лайков и приведет на выставку «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ 2020» гигантское количество поклонников сервиса коротких видеороликов. По этой причине организаторы проекта, открытого в самый разгар ограничений, решили продлить его работу до 20 марта.
Казалось бы, частные галереи не обладают такими же безграничными возможностями и ресурсами, что и крупные популярные музеи. Однако это не помешало им, и в частности VS unio art gallery, привлечь непривычную и в некотором смысле непознанную аудиторию. В чем секрет успеха, которого институция добилась вопреки непростым условиям и ограничениям?
Во-первых, это небанальность локации. Местоположение камерной галереи VS unio на территории бывшего Московского газового завода отличается особой эстетикой, горячо любимой пользователями социальных сетей. Оригинальное экспозиционное решение, качественное искусство и оригинальное музыкальное сопровождение, зеркала и общий антураж «черного куба» галереи на «Арме» от архитектора Ланы Герасимовой позволяют создавать уникальный и актуальный контент.
Дополнительным бонусом для молодых посетителей стало отсутствие официозности, строгости, характерной для более консервативных заведений культуры. И, конечно, свою роль сыграл бесплатный вход.
Вот что думает по этому поводу администратор галереи Виолетта Гичевская: «Молодое поколение посетителей арт-пространств, а это категория от 16 до 25 лет, привыкло получать информацию здесь и сейчас. Оно ориентируется на инфлюенсеров, которые составляют для них рейтинги, списки, дают рекомендации с места событий. К слову, нужно учесть и тот факт, что тиктокеры стремительно обгоняют и многие музеи по числу подписчиков. Доверие к лидерам мнений и эффект сарафанного радио, подтвержденные еще в 1944 году теорией двухступенчатого потока информации, описанной Полом Лазарсфельдом, Бернардом Берельсоном и Хейзел Годе, сейчас наиболее значимы. Этот вид рекламы сработал и в нашем случае».
Современная молодежь мечтает и любит открывать для себя новое, она мобильна и менее предвзята, нежели старшее поколение. Эта публика ищет способы самопрезентации в обществе посредством оригинального личного контента в социальных сетях. В погоне за красивыми кадрами она ищет самобытные локации, и галереи современного искусства откликаются на ее запрос.
И даже если часть аудитории обращает мало внимания на историю места, концепцию экспозиций, ее все равно «цепляет» его визуальная часть. И у адептов TikTok отлично получается синтезировать, соединять с собственным творчеством объекты искусства, представленные в галерее. Так идеальными декорациями для коротких роликов и эффектных фотографий становятся всевидящее око с полотна «Содом. Зона истребления» А. Купаляна, яркие брызги краски «In room-14» Игоря Михайленко, разлитая синева «Воды» Мисака Чолокяна, завораживающая фигурка малыша с картине «Момент взросления» Тенгиза Шамова и многие другие работы, представленные на экспозиции.
Радостно было обнаружить, что среди «охотников за визуалом» встречаются и «охотники за информацией». Это те представители аудитории, которые сами творят, любят открывать для себя новые имена художников, с живым интересом следят за тем, что происходит сегодня в сфере искусства.
И даже если знакомство с выставками начинается с bнтернета, приятно осознавать, что оно на этом не заканчивается. Несмотря ни на что, молодое поколение все равно стремится в галереи — за эмоциями, знаниями, общением. Надеемся, что та креативная часть аудитории, которая посетила выставку «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ 2020» и другие экспозиции, будет с таким же энтузиазмом следить за последующими проектами, продолжит интересоваться современным искусством и воспитывать в себе чувство прекрасного.