«Взрослым трудно учиться и усваивать новое» — это стереотип, который крайне широко распространен, рассказывает Надя Макова, основатель EdTech-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS и CEO просветительского медиа «Теории и практики». Со временем многие действительно теряют этот навык, но вовсе не из-за старения, а потому что попросту перестают это делать.
При этом отсутствие учебной практики может привести к замедлению мозговой функции и ухудшению качества жизни. Ученые доказали: чем больше когнитивный запас, тем ниже риск развития деменции. Чем старше человек становится, тем важнее поддержка для нейронов. То есть непрерывное обучение помимо профессиональной востребованности приобретает дополнительное значение для взрослых.
В 2000 году авторы Стюарт Хассе и Крис Кеньон впервые ввели термин «хьютагогика», который стал не только одним из современных определений самообразования, но настоящей философией — учиться всегда и везде. Вот несколько важных советов о том, как правильно учиться, чтобы достигнуть наилучших результатов и получать удовольствие от этого процесса.
1. Принимайте решение об учебе самостоятельно
Наш мозг изначально предвзято «смотрит» на обучение как на вызов. Важно ослабить тревожность, сделав этот вызов хотя бы не навязанным кем-то, а выбранным самостоятельно и осознанно.
Журнал Nature Human Behavior опубликовал результаты работы Французского национального института здравоохранения и медицинских исследований, согласно которым обучение в условиях свободного выбора намного эффективнее, нежели навязанное.
Чем больше мы репетируем новое, тем легче усваиваем полученный опыт и затем храним его для быстрого доступа
Вспомним, как в детстве родители «приучали» нас к танцам или игре на музыкальном инструменте. В те моменты мы были совершенно не заинтересованы в результате и выполняли действия автоматически. В итоге немногие взрослые могут похвастаться тем, что, например, выучили английский в школе.
2. Выбирайте новое
Повторение старого — это хорошо, но изучение нового еще лучше, поскольку такой процесс заставляет наш мозг работать интенсивнее. Когда мы познаем новое, работа между сообщающимися нейронами усиливается благодаря большей частоте сопряжения.
Если сравнить ежедневную поездку на работу по привычному маршруту с поездкой на новом транспорте, станет понятно: чтобы совершить это путешествие, мозг должен работать усерднее. Одно только изменение привычного маршрута способно помочь сформировать новые нейронные связи и отлично потренировать нашу память.
Чем больше мы репетируем новое, тем легче усваиваем полученный опыт, который затем храним для быстрого доступа. Этот процесс называют беглостью.
3. Учитесь каждый день по 15-30 минут
Нейронные связи, которые долго не используются, перестают работать. Из этого можно сделать вывод, что важнее не объем изучаемого материала, а регулярность.
Вспомним особенность физических тренировок: если мы резко перестаем заниматься спортом, тело быстро теряет массу и мышцы становятся слабыми. Американский нейробиолог Ричард Дэвидсон советует тратить на «тренировки» всего полчаса в день, чтобы научиться чему-то новому и использовать эти знания.
Часто бывает, что когда мы неожиданно сталкиваемся с новой задачей, мозг каким-то волшебным образом ее решает. На самом деле он активирует свои скрытые ресурсы.
Воспроизводить подобное упражнение можно на регулярной основе — к примеру, придумывать себе новые маршруты домой или на работу, учить по 10-15 новых слов в день, изучать неизвестных ранее художников или черпать знания благодаря базам знаний цифровых платформ (например, LXP).
4. Качественно отдыхайте
Чтобы новый материал хорошо усваивался, мозгу необходимо химическое вещество под названием ацетилхолин. Оно вырабатывается в нашем организме, когда мы хорошо и регулярно спим. У сна вообще очень много полезных функций. Это — укрепление иммунитета, улучшение обмена веществ и работы мозга, общее поддержание всего организма.
Положительные импульсы, возникающие в голове, пропадают, если человек не применяет на практике новые навыки
Нейробиологи подтверждают: главная функция сна — работа с информацией. Когда мы спим, в голове формируется долговременная память, которая записывает в подкорку приобретенный навык. Важность крепкого сна подтверждают и недавние исследования1: недостаточный сон негативно влияет на память и другие когнитивные процессы.
Эту же особенность описывают профессоры Массачусетского технологического института. Они заметили: чем меньше студенты спали в течение семестра, тем хуже была их успеваемость.
5. Применяйте на практике
Полученные знания требуют дальнейшего использования. Все потому, что положительные импульсы, возникающие в голове, пропадают, если у человека нет возможности использовать приобретенные навыки на практике.
Выбирая обучение, в первую очередь стоит обращать внимание на его применимость. Это одно из преимуществ обучения с помощью цифровых платформ (например,
6. Учитесь непрерывно
Доктор Майкл Мерзених, эксперт по нейропластичности, говорит, что человек способен повлиять на структуру своего мозга и повысить его способность к обучению.
Для этого нужно ежедневно загружать мозг новыми занятиями — отгадыванием кроссвордов, игрой в шахматы, изучением языка, рисованием, работой на компьютере и так далее. В противном случае его активность будет ухудшаться, а память — ослабевать.
Ученые доказали: чем больше мы учимся — тем лучше у нас это получается, чем дольше мы учимся — тем легче нам это удается. Хорошим примером служит эксперимент с участием таксистов Лондона — города с самой сложной топографией.
Стресс в умеренном количестве, в том числе связанный с процессом учебы, благотворно влияет на наш мозг
Ирландский нейрофизиолог Элеанор Магуайер выяснила: водители, прошедшие обучение на лондонских маршрутах, имеют увеличенный гиппокамп и способны справиться с любыми дорогами.
Таким образом, чем лучше развит гиппокамп, тем крепче память и более развита способность осваивать новые знания, используя полученную базу. Нейропластичность также влияет на нашу способность приспосабливаться к различным вещам и ситуациям.
7. Не переживайте
Стресс в умеренном количестве, в том числе связанный с процессом учебы, благотворно влияет на наш мозг2, запуская скрытые процессы, а также способствуя обучению и развитию когнитивных функций. Однако этого нельзя сказать об избыточном или хроническом стрессе, который наносит ущерб памяти и нарушает процесс обучения.
Когда мозг переживает негативные эмоции, выделяются нейротрансмиттеры — химические вещества, блокирующие мысли и поведение человека. Человек, который подвержен частым стрессовым ситуациям, испытывает трудности с вовлеченностью в классе, не может сконцентрироваться на предмете и освоить материал.
8. Занимайтесь спортом
Спортивные тренировки влияют не только на работу тела, но и на когнитивные функции человека. Ученые из университета Гранады доказали: подростки, выполняющие физические упражнения хотя бы три раза в неделю, имеют больше серого вещества в зонах мозга, отвечающих за чтение и вербальное общение.
Даже умеренная физическая активность полезна для мозга, костей, мышц и общего настроя человека. Она может отсрочить начало 40 хронических заболеваний и помочь людям жить дольше..
Действительно, лучше всего мы запоминаем вещи и события, провоцирующие сильные эмоции
Исследования воздействия физических упражнений на пожилых людей также показали улучшение их физических и когнитивных способностей. При этом совершенно не обязательно записываться в зал и тренироваться по несколько часов в день.
Исследования Гарвардского университета свидетельствуют: чтобы обучение проходило быстрее и с нужным результатом, достаточно практиковать быструю ходьбу хотя бы 120 минут в неделю.
9. Давайте волю эмоциям
По мнению нейробиологов, эмоции обладают фундаментальным значением, особенно в обучении. Одним из прародителей этого знания был древнегреческий философ Платон, который утверждал: «Всякое обучение имеет эмоциональную основу».
Действительно, лучше всего мы запоминаем вещи и события, провоцирующие сильные эмоции. И напротив, рациональное и логическое обычно не вызывает сильных воспоминаний.
Интересен факт, что пожилые люди лучше запоминают вещи, полученные вместе с положительными эмоциями, а молодые — с отрицательными. Чтобы эффективно учиться, важно включать живые эмоции. К примеру, при изучении языка добавлять в программу просмотр ярких, эмоциональных фильмов, прослушивание музыки, использование визуальных карточек.
Общение с другими людьми активизирует мозг, мотивация повышается
Некоторые области мозга взрослого человека сохраняют такую же пластичность, что и мозг ребенка. Это говорит о том, что мы способны учиться в течение всей жизни. Отличная перспектива на ближайшие 50-70 лет, которая не только продлит нашу жизнь, но сделает ее еще более качественной и полной.
Резюмируя
- Отнеситесь к обучению как к спорту: тренируйте мозг, узнавая новое;
- Учитесь регулярно, но умеренно: занятия каждый день по 15-20 минут — это лучше, чем трехдневный курс раз в полгода;
- Подключайте положительные эмоции, выбирайте «обучение в удовольствие»;
- Отдавайте предпочтение обучению в группах: общение с другими людьми активизирует мозг, мотивация повышается;
- Планируйте отдых как важную часть процесса обучения;
- Практикуйте, повторяйте, репетируйте — так будут выстроены прочные связи.
1 Подробнее по ссылке: https://jamanetwork.com/journals/jamanetworkopen/fullarticle/2770743
2 Подробнее по ссылке: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5573739/