«Если зритель не заходит на территорию искусства, то искусство само пойдет к зрителю», — формулируют девиз фестиваля его организаторы. Именно поэтому в качестве площадок наряду с галереями и культурными центрами Калуги задействованы привычные для зрителей, но нестандартные для арт-проектов городские пространства: баня, старая церковь, вокзал, купеческая усадьба, кафедра университета, заводской цех, торговый центр и даже троллейбус, курсирующий по привычному маршруту. Улицы древнего купеческого города парадоксальным образом превратятся в сцену для самого актуального, что есть сегодня в искусстве.
Среди участников фестиваля заявлены как известные и признанные имена на российской и зарубежной арт-сцене, так и молодые авторы. Живопись и графика, перформансы, арт-баттл, видео-арт, иммерсивный и физический театр, хореография, экспериментальная опера — более 50 проектов, представляющих различные направления современного искусства, будут представлены на фестивале.
Основная идея и цель мероприятия — поиск и создание новых смыслов, форм и способов взаимодействия с аудиторией и городом.
Ключевой выставочной площадкой фестиваля актуального искусства станут помещения бывшего завода «Элмат». С 1980-х здесь производили магниты, электронику, мебель, а затем в 2010-х производство законсервировали. Кабинет директора, цеха, куда, закончив последнюю смену, больше никто не вернулся, забытые кем-то инструменты, отбракованные предметы — с тех пор тут ничего не изменилось.
Выбор главной площадки для фестиваля поддерживает идею кураторов том, что искусство неразрывно связано с нашим повседневным существованием, и специальная, стерильная площадка ему не требуется. Потому каждая пылинка, осевшая в воздухе забытого заводского помещения, сыграет свою роль в этом необычном экспозиционном пространстве.
Организаторы фестиваля MOST подумали и о том, как сделать его максимально безвредным с экологической точки зрения. Ни для кого не секрет, что для подобных мероприятий требуется большое количество упаковочных материалов, специально изготовленных выставочных конструкций. Потому организаторы предложили приглашенным музыкантам, архитекторам, сценографам, театральным режиссерам, художникам создать свои проекты или оформить пространство с помощью найденных на заводе «Элмат» материалов. Это позволит не только сократить количество отходов, но и найти новые пути работы с тем или иным материалом.
Партнер фестиваля MOST —
Первый из них — культовая серия «Полосочки» художника и акциониста Авдея Тер-Оганьяна, которая увидела свет в 1987 году. Цвет и форма здесь не случайны: таким способом обычно маркируют ступеньки, въезды, выезды, трассы. Автор намеренно использует энергию знакомого символа, чтобы он буквально бросался в глаза. Сегодня диагональные линии Тер-Оганьяна — один из самых узнаваемых символов абстрактного искусства.
Второй, не менее важный проект галереи VS unio, — новая выставка «Сновидения» Тенгиза Шамова, молодого и талантливого художника из Краснодара. Выполненные в реалистической манере знакомые образы появляются из полумрака сознания, порождая в зрителе неизбежные ассоциации с фильмами Стенли Кубрика и живописью Хаима Сутина. Обладая исключительными художественными навыками и склонностью к рефлексии, Тенгиз Шамов создает красочные психологические ребусы, которые не оставляют зрителя равнодушным.
Курировать проекты и выступать в качестве художника-архитектора фестиваля будут бюро p.m. community под руководством Пабло Джонаттана Пухно Бермео и московский архитектор, исполнительный директор галереи VS Unio Лана Герасимова.
Узнать подробности об участниках и познакомиться с программой можно на