В ваших работах превалируют женские образы. Каковы особенности работы с мужчинами и женщинами?
— У каждой съемки разные задачи. Результат съемок мужчин — это, чаще всего, бизнес-портрет. Женщина же приходит с запросом раскрыть собственную сексуальность, красоту, которую она потеряла в рутине будней. Когда снимаешь профессиональных моделей, то это фокусирование кадра на бренде либо модельные тесты.
У вас действительно получается раскрыть потенциал каждой модели. В чем секрет?
— Качественный результат зависит от качественной подготовки. Общение до съемки должно дать понимание: для чего нужна съемка, какие задачи она решает. Так локации и образы обрастают деталями. Цена работы с нашей командой достаточно высока, и нам важно, чтобы ожидания модели были оправданы.
Впрочем, есть и несколько лайфхаков, которые я использую непосредственно на съемке. Например, поставить зеркало перед моделью, чтобы она видела себя, а не только фотографа. Перед зеркалом мы совершенно иначе двигаемся.
Еще один секрет — музыка, подобранная для конкретной модели. Персонализация работы, забота и внимательность команды постепенно успокаивают и раскрепощают.
Фотографов сегодня огромное количество, и многие скажут: работа с селебрити — это везение и связи, а не талант. Как вы начали работать с публичными людьми?
— Сегодня каждый фотограф может написать в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) интересной для него модели и предложить свои услуги. Сообщения действительно читают — даже если не сами селебрити, то их менеджеры.
Конечно, если в портфолио нет примеров съемок известных людей, можно долго писать в пустоту. Изначально зацепить человека можно идеей, а дальше все зависит от качества работы. Если все классно, то случается сцепка на доверии.
У людей складывается впечатление, что все звезды снимаются у одних и тех же фотографов, именно потому, что это поэтапный путь «сарафанного радио» без каких-либо сюрпризов. Задача фотографа — заинтересовать и оправдать ожидания.
Как сформировать уникальное портфолио, которое заинтересует медийную личность? Нужно ли соглашаться на экспериментальные, креативные или бесплатные съемки?
— На всех консультациях и воркшопах я всегда рекомендую: прежде чем предложить съемку, ответьте себе на вопрос «зачем это мне и зачем модели»? Если вы позиционируете себя как семейного фотографа, то какой смысл вам снимать селебрити или блогера не со своей целевой аудиторией? В таком случае надо подбирать модель под свой стиль съемки — например, блогера с аудиторией мам.
Это отдельный психологический момент: нужно иметь смелость поделиться своим видением с другими
Портфолио должно отражать именно ваш стиль, ваши цели, ваши планы. Если вы хотите работать в модельном агентстве, не нужно выкладывать клиентские фотографии. Это же касается и страницы в Instagram: (запрещенная в России экстремистская организация) основная клиентская площадка должна визуализировать вашу подачу, именно тогда притянутся те люди, которые нужны именно вам.
Я заметила, что когда клиенты отбирали фотографии после съемки, то на большинстве из них не было видно лица. Тогда у меня щелкнуло: в этих «неправильных» кадрах больше жизни. Это словно часть кинопленки, а не фотография.
Но стоит помнить, что массовая аудитория всегда настороженно относится к любым нововведениям. Это отдельный психологический момент: нужно иметь смелость поделиться своим видением с другими.
Что касается бесплатных съемок, нужно четко понимать их цель: пиар, контакт, цепная реакция, а также анализировать собственные трудозатраты, чтобы любая бесплатная работа была только номинально бесплатной, а фактически решала задачи и цели, поставленные перед фотографом.
Как правило, клиенты приходят к фотографам, которые нашли свой стиль. Как его сформировать, избежав при этом плагиата?
— В любом искусстве — в живописи, в музыке, в фотографии — все начинается с насмотренности и подражания. Без этого этапа до уникальности не дойти.
Безусловно, всегда есть риск утонуть в подражании и потерять себя. Однако важно помнить: «нот всего семь». Одинаковые идеи могут возникнуть у разных людей, а чтобы найти себя, нужно перепробовать все возможные вариации. Только так можно расставить приоритеты и отсеять лишнее.
Сегодня для фотографов есть много ресурсов, откуда можно черпать идеи. Например, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) — лично я на этой площадке больше слежу за тематическими аккаунтами, чем за работой конкретных авторов.
Также сейчас доступны фотобиблиотеки. Классный пример —
Синдром самозванца базируется и на собственной неуверенности, которая пропадает после обучения
Так фотографы рассказывают о себе и изучают работы коллег. То есть творчество одного человека становится катализатором для другого. Все зависит от того, насколько фотограф в силах преобразовать, а не повторить.
Подобные комьюнити — это рабочий инструмент в большей мере для новичков?
— Я всегда за комьюнити между профессионалами, любителями и новичками. Это взаимообмен: возможность для профессионалов быть легче и мобильнее, для новичков — перенимать новый опыт. В этом смысле я выступаю и за конкурсы, которые проводятся также внутри комьюнити. Профессионал отдает себе отчет, что участие именно ради участия, это сближает с аудиторией.
Забавный пример: кто аудитория фотографа? Клиенты и... фотографы. Я раньше не понимала, зачем мне нужны последние. А затем у меня открылась школа, и все встало на свои места. Когда на тебя подписываются коллеги — это очень интересно.
А стоит ли вообще учиться фотосъемке?
— Я — самоучка, и поэтому могу смело сказать: стоит. То, чему я могла научиться за месяц, растянулось на несколько лет. Сегодня онлайн-школы — это отличный инструмент. Видеоуроки дают возможность учиться в удобное время.
Чтение, музыка, чужие работы, конкурсы, комьюнити — все это дает возможность творить дальше, а не замыкаться в себе
Устал? Остановил, отдохнул, продолжил. Пандемия особенно четко показала, насколько востребовано онлайн-образование. К тому же синдром самозванца базируется и на собственной неуверенности, которая пропадает после обучения.
Все люди творческих профессий сталкиваются с выгоранием. Расскажите, как не сгореть дотла.
— Выгорание, как и вдохновение, — это процесс. Его не стоит отрицать, достаточно принять, что это неизбежно. В отношениях страсть сменяется спокойствием, но это не значит, что нужно расходиться с человеком каждые полгода.
Так же и с фотографией. Если я перебрала съемок, пустая, не в ресурсе, но продолжаю и продолжаю работать, это прямая дорога к нервному срыву. В подобных ситуациях нужно находить время на отдых и возвращаться с новыми силами.
К тому же в творческих профессиях, если ты не пополняешь свои ресурсы, тебе просто неоткуда взять новые идеи. Чтение, музыка, чужие работы, конкурсы, комьюнити — все это дает возможность творить дальше, а не замыкаться в себе. Любая категоричность — это самоограничение, движение невозможно без контекстуальной среды.