Александр, какие у вас способы всегда сохранять оптимизм и хорошее настроение? Особенно перед выступлениями?
Да вы знаете, нет никаких проблем с хорошим настроением перед выступлением. Я скорее о другом сказал бы: темп жизни такой, что у тебя по-настоящему присутствует только «отрицательная мотивация»: боязнь провала, неудачи. И чтобы этого не произошло, ты вкалываешь, как лошадь. А вот если все получилось, то ты выдыхаешь, но по-настоящему порадоваться, испытать какое-то чувство удовлетворения не получается, времени нет.
Я вот иногда приостанавливаю этот бег и думаю: вот ведь реально книжки — бестселлеры, кино выстреливает, позвали снимать в Netflix. Ну, сядь ты, порадуйся жизни, каждой из этих новостей тебе хватило бы для фантастического ощущения счастья, если бы тебе о них сказали лет 7-8 назад. Но Москва не дает тебе этого момента успокоения, чтобы полноценно оценить свои победы.
Плюс нас воспитали так, что хвалить себя неправильно. Любая победа — это здорово! Любое маленькое достижение обязательно про себя нужно отметить. Мы разучились сами себя хвалить, поэтому не хвалим окружающих.
Почему ваши слушатели воспринимают позитивно даже грустные произведения?
Прежде всего, во всех моих грустных произведениях есть надежда. Даже в «Интуиции», в спектакле про монологи с того света, есть надежда, что не все заканчивается с нашим уходом отсюда, что в людях больше хорошего, чем плохого.
К тому же мои герои не негодяи, хотя и совершают иногда аморальные и безнравственные поступки. Я пытался найти хотя бы одного героя, который однозначно негодяй. Может быть, один такой был в рассказе «Дом до свиданий», Сергей Петрович, но у него есть отрицательное обаяние. Наверное, с этим связано, что у людей не возникает желания утопиться после чтений и после просмотра кино.
Какие новинки ждут в течение декабря?
Во-первых, реализовал свою давнюю мечту — сделать мини-спектакл из ультракоротких зарисовок на полстраницы. Мне очень нравится сотрудничество с молодежью, которая задействована в спектаклях «BurntintheUSSR» и «Ямолодость». И, конечно, я в них тоже приму участие. Это зарисовки, посвященные разным городам, потому что в точечных ситуациях и проявляется менталитет Москвы, Петербурга и других, как это ни странно, но тоже столиц России. Потому что у нас есть столица Сибири, столица Урала.
Во-вторых, «Новогодняя программа» — самый веселый вечер в декабре в Московском Доме музыки в прекрасном составе: Максим Виторган, Анна Михалкова и Ингеборга Дапкунайте. Мы один раз в году делаем праздничную программу, составленную только из веселых произведений. Будет кое-что новое, немножечко даже скандальное.
Что за понятие «беспринцыпные»?
С этим словом произошла большая путаница. Как вы понимаете, сериал «Беспринципные» взорвал наше телевизионное и платформенное пространство. При этом сериал отличается от «Беспринцыпных чтений» — это далеко не только комедия, скорее даже наоборот: в чтениях, особенно в моей последней программе, драмы ровно вполовину, а сериал — это исключительно легкий жанр, «Ералаш» для взрослых.
Но к слову «беспринцыпные», к истинному значению, уже ни то, ни другое не имеет такого прямого отношения. Герои у нас везде, я надеюсь, вызывают какую-то симпатию. И не настолько они по-настоящему беспринципные, как заложено в этом слове. Мне кажется, что мы вообще немножко изменили его коннотацию. Я думаю, сейчас для большого количества людей оно означает именно рассказы, а не отсутствие принципов как таковых.
Какие планы на будущий год?
У меня большие театральные и киношные планы. В новом году хочется успешных театральных постановок. Если все получится хорошо, то будет «Идеальный Че» в театре Ермоловой, «Интуиция» в театре Современник. Надеюсь, привезем «Три товарища? О чем молчит балет» в Москву.