1. Помогают атравматично пережить трагедию
Фильмы-катастрофы всегда апеллируют к коллективному страху. Когда речь идет об угрозе для жизни тысяч, а то и миллионов человек — это всегда создает мощное эмоциональное напряжение. Мы проживаем трагедию вместе с героями, ставим себя на их место. Но в то же время такой перенос позволяет нам столкнуться с угрозой без реальной опасности.
Особенно хорошо это прослеживается на фильмах, снятых по мотивам реальных событий
Так, российско-армянская драма «Землетрясение» рассказывает об одной из самых масштабных катастроф ХХ столетия. В 1988 году в Армении случилось страшное землетрясение, которое унесло жизни 25 тысяч человек. Эта трагедия объединила весь мир.
«Несмотря на определенный риск ретравматизации, трагедия, показанная с помощью художественных средств, может иметь целительный эффект. Это позволяет взглянуть на страшное и болезненное по-другому, придать пережитым страданиям глубокий смысл. Кажется, в этом и состоит функция настоящего творчества, чтобы делать из ужасного, стыдного или горького опыта произведение искусства», — объясняет эксперт в области психосоматики и недирективного гипноза, EMDR-терапевт Максим Коваленко.
2. Отражают актуальную повестку
Одна из особенностей фильмов-катастроф в том, что они стараются «держать руку на пульсе» и показывают, что в данный момент тревожит общество. Поэтому в последние годы появилось так много кинолент, которые связаны с экологическими катастрофами и эпидемиями.
Часто фильмы отражают локальные проблемы той или иной страны
К примеру, триллер «Туннель: Опасно для жизни» рассказывает о непростой работе спасателей в Норвегии. В этой маленькой европейской стране насчитывается до 900 туннелей, в которых периодически происходят страшные пожары. Еще один пример — российская драма «Метро», построенная на вымышленном сюжете о наводнении в московской подземке, которое произошло из-за массовой застройки.
«Главной потребностью человека все еще является безопасность. Поэтому любой контент, касающийся угрозы жизни, притягивает внимание автоматически. Конечно, насущные тревоги и события нас интересуют больше, хотя и довольно далекие темы (например, извержение вулкана, изображенное на бессмертном полотне Брюллова „Последний день Помпеи“) тоже вызывают сильные эмоции», — говорит Максим Коваленко.
3. Учат навыкам выживания
Конечно, в экстремальной ситуации вы вряд ли вспомните все, чему вас учили на уроках ОБЖ в школе. Но что-то в памяти всплывет: вы все силы бросите на выживание и поиск безопасного места.
Один из самых эмоционально тяжелых фильмов-катастроф — драма «Невозможное», рассказывающая о трагедии в Таиланде. В 2004 году в Индийском океане произошло землетрясение. Цунами достигло берегов нескольких стран и унесло жизни более 200 тысяч человек.
Фильм показывает эти события глазами одной семьи, которая приехала отдыхать на курорт
«Вы наверняка замечали, что иногда у нас в голове неожиданно появляются странные картинки: как мы застреваем в лифте, или кто-то соскальзывает с перрона в метро, или попадает под машину. Такое случается даже с совершенно не тревожными людьми. Дело в том, что мозг автоматически просчитывает потенциально опасные сценарии, чтобы иметь возможность на них среагировать. Фильмы-катастрофы тоже в каком-то смысле могут выполнять функцию визуализации и подготовки. Хотя сильно впечатлительным людям я бы не рекомендовал этот способ», — рассказывает Максим Коваленко.
Все фильмы-катастрофы, указанные в статье, вы можете посмотреть на стриминге viju. Даже если в кино рухнет весь мир и не случится «хэппи энда» — перед телевизором вы всегда остаетесь в безопасности. Приходите пощекотать нервы и обсудить увиденное с топовыми экспертами на «viju ночь эмоций».
Где: кинотеатр «Иллюзион»
Когда: 27 ноября (сбор гостей — в 19:00, начало показа — в 20:00)