1. Канны, «Оскар» и главный киноприз Азии
Режиссер Сергей Дворцевой никогда не торопится. Он семь лет снимал игровой дебют «Тюльпан», а потом шесть — «Айку». Но успевает он больше многих: «Тюльпан» получил главный приз программы «Особый взгляд» в Каннах, а «Айка» — приз за лучшую женскую роль в основном каннском конкурсе, а ведь только быть отобранным в него — уже успех. И вот теперь «Айка» в оскаровской номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Такого давно не случалось с лентами на русском. Тем более что это фильм о сегодняшней Москве и разворачивающейся в ней гуманитарной катастрофе.
2. Режиссер Сергей Дворцевой
Дворцевой лет двадцать назад был одной из главных фигур мировой кинодокументалистики. Но покончил с документальным кино, так и не смирившись с этой его чертой: оно питается жизнями героев, для него хорошо, когда персонажам плохо, — ведь тогда и возникает драматургия «в открытой форме». В своем последнем неигровом «В темноте» Дворцевой бросался из-за камеры собирать листки с текстом на Брайле, рассыпанные слепым героем. И портил кадр, чтобы ему помочь. С тех пор он делает игровое кино. И этот человек однажды узнал, что за один только год 200 трудовых мигранток из Центральной Азии оставили в московских роддомах своих детей.
3. Трагический квест
Конечно, Дворцевой не мог не заболеть этой темой. Уж он-то, уроженец Чимкента, точно знает: обстоятельства должны быть подлинно трагическими, чтобы мать из Центральной Азии отказалась от ребенка… Его киргизка Айка бросает свое новорожденное дитя, сбежав из роддома через окно, — за ней, должницей, охотятся, и ей надо пройти отчаянный квест по нашей столице, по зимней Москве, в поисках работы. Выпускница ГИТИСа, актриса из Казахстана Самал Еслямова и получила каннский приз за свой бег за деньгами с постоянной мыслью о ребенке, за бесстрашную физиологичность этой роли — женщины, бегущей от погони и своего предназначения.
4. Оператор-постановщик Иоланта Дылевска
Полька Иоланта Дылевска уже работала с Дворцевым в «Тюльпане». Присутствие женщины за камерой «Айки» было для режиссера принципиально: Дылевска снимает фильм подвижно и нервно, и оказывается, что изображение будто проникнуто женским сочувствием героине.