1. Моя семья
Отношения в семье существенно влияют на становление личности каждого человека. Хотите узнать, что ваш ребенок думает о взаимоотношениях с вами? Дайте ему альбомный лист, цветные карандаши и попросите нарисовать вашу семью. Когда рисунок будет готов, отметьте для себя следующие моменты:
- Все ли в сборе? Если ребенок не включил в рисунок кого-то из членов семьи, то он не просто «забыл», а «вытесняет» этого человека в связи с негативным мнением о нем.
- Размер изображения. Чем больше нарисованный персонаж, тем значимее он для ребенка.
- Кто-то лишний. Наличие подобных персонажей говорит о том, что ребенку не хватает общения и понимания в семье и он ищет это вне ее.
- Расстояние между героями. Дистанция указывает на психологическую отстраненность между ребенком и кем-то из членов семьи.
2. Цветной конструктор
Этот тест поможет распознать в ребенке черты интроверта или экстраверта. Предоставьте ему конструктор и предложите собрать домик. Не конкретизируйте, каким он должен получиться: важна полная свобода творчества.
- Если при строительстве ребенок складывал кубики, комбинируя их между собой по цвету, или создавал каждую часть дома в отдельном цвете, то перед вами, скорее всего, интроверт. Ребенок обращает внимание не на форму, а на ее содержание, он углубляется в суть.
- Если же детали соединены в хаотичном порядке, то это, вероятно человек с открытым и общительным характером, обращенный в своих переживаниях и интересах к объектам внешнего мира.
Необычной, но очень полезной практикой станет поход с ребенком в магазин сертифицированной сети LEGO®, где находится стена Pick-a-brick. Это особые стенды с контейнерами, полными самых разных деталей из наборов конструкторов: пластины всех размеров, колеса, листья и прочие элементы из различных сфер жизни. Благодаря этому вы сможете понаблюдать, какого цвета он будет выбирать детали, что планирует построить и чему отдаст большее предпочтение.
3. Самооценка
С помощью этого подхода можно узнать, какая у ребенка самооценка. Необходимо вырезать из картона лесенку и положить ее на стол. Затем нужно пояснить, что на верхнюю ступеньку ставят самых талантливых ребят, на нижнюю ступеньку — самых посредственных. Средняя ступенька — нейтральная. Чем выше уровень — тем лучше мнение.
А далее спросите: «На какую ступеньку ты сам себя поставишь?» Считается нормой, если дети 7-14 лет ставят себя на ступеньку «самых талантливых». Положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.