«В гостях мы с мужем постоянно поглядываем на часы, чтобы успеть до закрытия метро», – признается 32-летняя Арина. А если они с Георгием все же опаздывают, то им приходится вызывать такси или просить друзей их подвезти. И однако супруги не планируют получать права, они никогда не переступали порога автошколы.
Страх ученичества. «Снова что-то учить, потом сдавать экзамены – это все равно что вернуться за парту, – поясняет 41-летний Георгий. – Это не по мне!» Тем, кто не получил водительские права в молодом возрасте, часто трудно решиться и начать зубрить правила. «Для тех, у кого школьная жизнь оставила не лучшие воспоминания, учеба ассоциируется с унижением, переживанием своей несостоятельности. И даже спустя годы они инстинктивно стараются избежать повторения такого опыта», – объясняет психолог Инна Шифанова. Тревожит и перспектива оказаться на одной скамье с совсем юными сокурсниками. «Многие мужчины и женщины не готовы начать учиться не потому, что им сложно усвоить материал, а потому что опасаются выглядеть в глазах окружающих (да и в собственных глазах) не солидными профессионалами, а начинающими учениками, – говорит психолог. – И чем менее уверен в себе человек, тем сильнее он опасается упреков и насмешек окружающих». Некоторые решают не сталкиваться с возможностью неудачи, чтобы не подвергать свою самооценку дополнительным испытаниям.
Мой опыт
Марианна, 29 лет, врач
«У нас в семье никто не водил, и я не собиралась. Но я выбрала профессию семейного врача, а она требует разъездов. Иногда к больному вызывают ночью. Хуже нет, чем стоять у обочины с поднятой рукой и чувствовать, как уходит драгоценное время. И я пошла в автошколу. Сначала ничего не получалось. Как же я ненавидела инструктора, себя, педали и коробку передач! Но я знала, что это необходимо, если я хочу остаться в профессии. И добилась своего. Теперь мне легко добраться куда хочу, а вождение уже не только часть работы, но и отдых. Когда я за рулем, мне принадлежит весь мир, а я – только самой себе».
Что делать?
Понять свои истинные намерения
Составьте свой список «плюсов и минусов» – он поможет точно оценить возможные преимущества и нежелательные последствия. Но если потребность водить машину не пересилит ваших опасений, не отчаивайтесь. С учетом проблем окружающей среды пешеход в конечном итоге оказывается впереди всех!
Выбрать учителя
«Своего» парикмахера или дантиста мы находим не с первого раза и не видим в этом ничего зазорного. Возможно, подойдет не любая автошкола. Однако опытный инструктор по вождению всегда неплохой психолог и владеет своими методами обучения робких автолюбителей. Есть даже специальные водительские курсы, включающие такой раздел, как «преодоление страхов».
Проверить себя на практике
Волноваться, садясь за руль впервые, совершенно естественно. Мы отказываемся учиться водить часто из-за недостатка веры в себя – но овладев этим умением, начинаем относиться к себе существенно лучше.
«Катастрофический прогноз». «Мне не по себе от мысли, что я должен буду отвечать за жизнь моих пассажиров», – признается 42-летний Савелий. «Жаль терять деньги на штрафы, а на дороге всегда есть такая опасность», – заявляет 28-летняя Нина. «Страшно: из-за моей неуверенности или неловкости могут пострадать люди», – объясняет свое нежелание сесть за руль 36-летняя Наталья. Порой ситуация на дороге видится как нечто не поддающееся нашему контролю. «Такой иррациональный страх может быть следствием психологической травмы, если кто-то из близких пострадал в результате аварии, – добавляет Инна Шифанова. – Если горе не пережито, очень трудно решиться сесть за руль, сказав себе: у меня своя жизнь, с другими событиями».
Склонность к подчиненному положению. Дорога – один из самых устойчивых символов человеческой жизни. «Учиться управлять машиной означало бы учиться управлять своей жизнью, – проводит аналогию Инна Шифанова. – И для многих это оказывается трудной задачей. Несколько поколений в нашей стране выросло под гнетом официальной идеологии, которая поощряла готовность подчиняться другим без раздумий и подавлять свою инициативу. Зыбкость границ между законом и произволом порождала тревогу и неуверенность в том, что наше благополучие зависит от нас самих. С тех пор многое изменилось, но запечатленные в коллективном бессознательном модели поведения продолжают на нас воздействовать. Привычка к невзрослому отношению к жизни («Кто-то должен для меня что-то сделать, а сам(а) я мало что могу и умею») еще очень сильна». Когда же мы садимся за руль, нам некому передоверить ответственность. И каким бы сильным ни было желание положиться на кого-то, кто все решит за нас, приходится от него отказаться.