Серафима, 31 год, переводчик
«Я оставляла радио включенным на всю ночь. Андрей, мой друг, поставил мне ультиматум: или он, или «Эхо Москвы». В то время я как раз только что ушла из информационного агентства, где на мой компьютер каждые 10–15 секунд поступали новости со всего мира. У меня было чувство, что я оказалась в вакууме, и изо всех сил я стала пытаться его заполнить. Все же я смогла понять, что интересных событий хватает и в моей собственной жизни! И выключила радио».
«Дома у меня постоянно включен телевизор. Собираясь в отпуск, я забочусь, чтобы в гостинице обязательно был интернет, – рассказывает 27-летняя сотрудница банка Эльвира. – Политика, финансы, события, люди – это так увлекательно! Я держу руку на пульсе всего мира. Отказаться от этого? Но зачем?»
Я нуждаюсь в чувстве защищенности. «Многие защищаются информацией от одиночества, – объясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Общение в социальных сетях, чтение френд-ленты, как и включенный телевизор или радио, они создают фон, позволяют чувствовать, что «есть жизнь», что мы не одиноки». Для некоторых из нас важен лишь определенный вид информации, с помощью которой мы подтверждаем свою причастность к группе, значимость своего мнения или просто «голоса» (например, в популярных «голосовалках»)». Регулярное чтение газеты (хотя бы «Спорт») служит тем же целям: мы включаем себя в сообщество читателей, спортсменов... «Узнавая новое, некоторые пытаются защитить себя от непредсказуемости мира и собственной тревоги, – продолжает психолог, – им кажется, что если получить «достаточно» информации, то можно принять более точное решение, застраховаться от возможных неприятностей». Однако настоящая проблема при этом не осознается, а заглушается. И в результате возникает навязчивая потребность в информации. Как и при любой зависимости – сначала напряженное ожидание, оживленная радость, затем разочарование и голод… Периоды этого цикла становятся все короче, ускоряются благодаря инструментам Google или Twitter.
Мне необходимо все знать. «Сами по себе средства передачи информации – радио, телефон, интернет, – конечно, не являются наркотиками, – убежден психотерапевт Патрик Лемуан (Patrick Lemoine). – Опасен страх оказаться не на высоте, потерять внимание окружающих, основанное на нашей осведомленности, – ведь этот страх скрывает болезненную неуверенность в себе». Но все происходит слишком быстро: информационные сообщения стали сложными и очень подвижными. И у нас просто не остается времени сделать из них выводы. Мы заглатываем их сразу, со всеми бессвязностями и противоречиями. «Эта неудовлетворенность поддерживает гипнотическое состояние повышенной бдительности, – говорит Патрик Лемуан. – Но, подобно царю Ироду, наблюдающему танец Саломеи, нам не суждено насытиться. Саломея снимает один за другим семь покровов, но ее тайна по-прежнему остается скрытой». Информационный театр может быть настолько же завораживающим, насколько и бесплодным для поиска нашей личной правды.
Что делать?
Признать проблему
Вредит ли пристрастие к информационному потоку нашим взаимоотношениям с окружающей действительностью? Способны ли мы остановиться и при этом оставаться спокойными? Если окажется, что для нас это невозможно или трудно, Мария Фаликман рекомендует «честно признать, что у нас есть такая проблема. Это первый шаг к ее решению. А затем – попытаться понять, какую реальную потребность мы замещаем информационным «обжорством», и подумать, как удовлетворить именно ее. Есть ли нам с кем дружить и кого любить? Чем из созданного нами мы можем гордиться, за что нас уважают другие? Каковы наши планы, что мы хотели бы осуществить в будущем? Эти вопросы помогут определить направление для размышлений.
Устроить тишину
Мы получаем столько информации, что анализировать и делать выводы нам уже некогда. «Лучшее противоядие – скука», – уверяет Патрик Лемуан. Время от времени стоит устроить тишину, обдумать происходящее, осознать связь между событиями. Второй совет: «Читайте журналы. В отличие от радио, телевидения и интернета, печатные тексты не навязывают своего ритма, наоборот, они позволяют мысли развиться, а сознанию – усвоить прочитанное».