Когда я размышляла о работе стюардессы, воображение рисовало мне образ девушек с красной помадой, идеальной осанкой, в изящной круглой шапочке со струящимся платком, которых я встречала на картинках в социальных сетях. Это были именно те, кому, как мне тогда казалось, невероятно повезло работать в компании Emirates. Я видела в этой профессии массу перспектив: возможность путешествий и изучения языков, хороший заработок, при котором я могла бы откладывать на образование и помогать родителям.
Я догадывалась о трудностях полетов и о том, что у любой профессии есть изнаночная сторона, но, как выяснилось позже, почти никто из девушек-стюардесс не понимал этого до конца, пока не столкнулся на собственном опыте.
Начала я с того, что пришла на интервью, когда в моем родном городе проходил день открытых дверей для всех желающих попробовать свои силы. Я проигнорировала важное требование — собранные в пучок волосы и красная помада на губах. Пришлось менять образ уже по ходу встречи, из-за чего, думаю, меня во многом и не взяли. Однако я не отчаялась: подтянула английский и пять месяцев спустя полетела на такое же интервью в другую страну. Через неделю я получила заветный звонок, сообщающий, что меня приняли. В Emirates его называют «золотым». После этого авиакомпания взяла на себя все расходы, а я отправилась в Дубай, где начались ежедневные и напряженные занятия.
Что ждут от будущей стюардессы
Основные требования, которые Emirates предъявляет к бортпроводникам, — это возраст не младше 21 года. Максимально допустимый возраст компания не озвучивает. Негласное правило — 30 лет, однако я летала и с теми, кто был гораздо старше. Вопреки распространенным стереотипам для этой работы не нужен модельный рост или вес. Минимальный рост — 160 см, чтобы, встав на цыпочки, иметь возможность дотянуться до верхней полки. Что касается веса, то следят скорее за тем, чтобы у вас был здоровый индекс массы тела. Если возникают какие-то отклонения, компания может потребовать подтверждения, что у вас нет расстройства питания.
Вам придется избавиться от экстремального цвета волос. Кроме того, если вы смуглая по природе девушка, но с крашеным платиновым блондом, то будьте готовы, что вам скажут: «Это не подходит вашему фототипу». Прическа не должна быть суперкороткой — волосы в полете всегда закреплены в пучок. Татуировки строго запрещены: моя коллега вынуждена была однажды снять пластырь, чтобы комиссия смогла удостоверится, что под ним ничего не скрывается. Разрешают носить как контактные линзы, так и очки, но оправа последних должна быть строго определенного цвета.
По поводу владения английским у меня были завышенные ожидания — казалось, все говорят безупречно. Позже я обратила внимание, что многие в отчетах о полетах делают ошибки, так что ничто человеческое стюардессам Emirates не чуждо. Однако английский перед собеседованием все же необходимо подтянуть до уверенного разговорного уровня.
Почему трудно работать стюардессой
Имеет смысл, чтобы не только сотрудники компании оценивали вас, но и вы сами себя. Сделать это до того, как начнешь летать, трудно. Многие (я не исключение) переоценивают себя, думая, что к неизбежным трудностям будут относиться как к приключению.
Важно понимать, что это тяжелая работа: придется не спать долгие часы, таскать тяжести, открывать и закрывать багажные полки, загружать духовки — и все это в ситуации недостаточности кислорода. Я встречала очень легких, позитивных по характеру коллег, которым этот настрой, безусловно, помогал. Но это не гарантирует легкости в профессии. Почти все девушки, с которыми я говорила об этом в полетах, признавались, что до начала работы у них были завышенные ожидания.
Откровенно говоря, уже в первые недели нашего обучения в Дубае я многое стала понимать и переоценивать. А после первых полетов подумала о том, что, возможно, открыла не свою жизненную дверь. Сомнения буквально разрывали меня на части: как же так, я долго шла к своей мечте о небе и путешествиях, несколько раз проходила интервью. Приехала в Дубай, который как ожившая арабская сказка в первые недели меня очаровал, — и не чувствовала себя счастливой.
Я понимала, что уходить рано. Думала: быть может, то, что я считаю ошибкой, связано с трудностями адаптации. Дала себе полгода, но в результате проработала полтора.
Сначала просто, что называется, сжав зубы, а со временем начала получать удовольствие от возможности каждую неделю видеть разные страны
Помогло мне то, что я способна заснуть при первой подвернувшейся возможности, где угодно. Многие мои коллеги в таких условиях спать не могли, а ночных полетов у нас в расписании было до 80%. Нехватка сна очень сильно влияла на здоровье, хотя раньше мне казалось — как это так, не суметь выспаться. Только начав летать, я поняла, почему в летном колледже читали лекции о том, как бороться с психологическими проблемами бессонницы.
В какой-то момент я и вовсе перестала задумываться о том, как себя чувствую. Запретила задавать себе такие вопросы. Мне удалось на какое-то время не убедить себя, буквально загипнотизировать: «тебе невероятно повезло, тебя выбрала лучшая авиакомпания мира, ты справляешься со своей работой, у тебя превосходная зарплата».
При этом я, безусловно, была счастлива эти полтора года. Я видела водопады Игуасу в Бразилии, швейцарские Альпы и удивительные синтоистские храмы в моей любимой Японии. Я никогда не забуду чувство, когда выходишь в город, залитый солнцем или освещенный фонарями, в состоянии полусна-полуреальности из-за вечного джетлага, отчего все краски, запахи и звуки делаются еще более отчетливыми и объемными, и говоришь, как своему старому знакомому: «Здравствуй, Сингапур, Токио, Лондон, Женева…»
Об окончании карьеры
Решение об уходе пришло ко мне неожиданно и очень легко. У меня была напряженная неделя: несколько дней мы летали почти без сна. Я была в японском городе Киото и, смотря из окна гостиницы на закат, поймала себя на двойственном чувстве. Это было счастье от того, что вижу такую красоту. И ощущение одиночества, смешанного с дикой усталостью.
В этот момент я, в конце концов, честно призналась себе, что у меня не остается времени на саморазвитие: я перестала читать, рисовать, посещать лекции по искусству хотя бы онлайн, что раньше всегда любила. Я либо работаю, либо отсыпаюсь и прихожу в себя. Впечатления от стран, которые я успеваю посмотреть до того, как валюсь в кровать в очередном отеле, не восполняют потребность в более глубоком и осмысленном развитии. На это просто не остается сил. Я очень благодарна компании, но больше не хочу тратить свою жизнь на разнос еды, что мы делаем большую часть времени. Не на это я бы хотела потратить свою энергию и здоровье.
Я тогда еще не знала, как будет складываться моя жизнь дальше, останусь ли в Эмиратах, но от принятого решения мне стало легче. Шесть месяцев спустя я стала студенткой художественного колледжа в другой стране. Я много рисую, почти не путешествую, но наконец-то чувствую себя на своей взлетной полосе.