Что это такое
Синдром блестящего объекта (SOS) — это склонность следовать идее или тренду, не взвесив предварительно их потенциал, и в результате отвлекаться от своего текущего занятия.
Конечно, это не признак серьезного заболевания, которое диагностирует врач, и последствия SOS не отразятся на здоровье. Но от злоупотребления блестящими объектами может пострадать продуктивность и качество вашей работы.
Представьте, что на полпути к цели, которой вы горели, к вам приходит новая блестящая идея. Чаще всего приходит без стука из огромного потока информации, которая нас окружает. Реклама, социальные сети, блогеры с их атрибутами красивой и богатой жизни, которую можно получить, если купить их коучинг, — все это отвлекает от реальных желаний и навязывает искусственные цели.
Вы можете отложить свой текущий проект в сторону, чтобы начать новое начинание, и никогда больше не возвращаться к исходной задаче. Результатов работы тоже уже никогда не увидеть, как и не вернуть потраченного времени.
Причины появления
Синдром часто возникает по следующим причинам:
Вы молоды и у вас мало опыта, поэтому все, что выглядит и звучит хорошо, кажется лучшей идеей в мире.
Вы боитесь, что упустите успех.
Вы еще не нашли свою настоящую страсть и находитесь в постоянном поиске себя.
Вы слишком много времени проводите в соцсетях.
Вы постоянно сравниваете себя с другими.
В отличие от страха упущенной выгоды (FOMO), при котором люди могут испытывать злость, зависть и стыд за успехи других, синдром блестящих объектов не является исключительно негативным свойством. Оптимисты могут назвать его любознательностью со звездочкой: хотя фокусироваться на основных целях и не рассеивать внимание важно, навык находить время, чтобы исследовать новые «блестящие объекты», не так уж и плох. Но прийти к такому балансу может не каждый.
В среде бизнесменов синдром блестящего объекта определяется как склонность предпринимателей начинать проекты, основанные на идеях, без должной оценки долгосрочных целей, осуществимости и устойчивости. Это приводит к тому, что проекты не завершены. Такие владельцы бизнеса, как правило, работают в разных направлениях одновременно.
Для творческих людей этот синдром связан с поиском новых идей и методов. Художник, который пишет прекрасные пейзажи маслом, видит в социальных сетях, как коллега рисует хвостом своей собаки и продает работы за высокую цену. Он бросает начатый холст и идет покупать такую же собаку. Эту склонность сравнивают с тем, как маленькие дети гоняются за блестящим предметом. Достигнув блестящей вещицы и увидев, что это такое, они быстро теряют интерес и хватаются за что-то другое.
Пагубные последствия
Последствия злоупотребления погоней за всем, что блестит, могут быть следующими.
Вы не достигнете своих целей. Новая идея требует времени, внимания и других ресурсов, которые закончатся, прежде чем придет осознание, что эта цель далека от истинной, по-настоящему важной для вас.
Вы столкнетесь со стрессом и выгоранием. А если у вас есть команда, которая так же загорается блестящими идеями, как и вы, с ними столкнутся все участники процесса.
Вы впустую потратите деньги: на новые обучающие курсы, исследования рынка, оплату сотрудников.
Но есть и хорошие новости. Синдром блестящего объекта поддается лечению.
Как избавиться от синдрома
Вести дневник
Это советует автор бестселлера «Мечтать не вредно» Барбара Шер. Фиксируйте в нем все идеи, которые приходят в голову, и отмечайте, почему вас перестала зажигать та или иная идея. Дневник поможет лучше исследовать себя и понять, в какую сторону нужно двигаться. Посидите над идеями, прежде чем запускать их. Уделите немного времени для анализа. Не каждая идея должна претворяться в жизнь, какой бы блестящей она ни казалась.
Общаться со своей командой, семьей, друзьями
Расскажите о своей идее и попросите комментарий: даже сам процесс проговаривания мыслей вслух помогает отсеивать бредовые идеи. Здесь можно использовать технику, которую применяют писатели или сценаристы, когда презентуют свои проекты. Если вы не можете рассказать суть новой идеи за одну минуту, значит, вы пока не понимаете, чего хотите.
Расставить приоритеты
Один из крупнейших и наиболее известных в мире инвесторов Уоррен Баффетт рекомендует трехэтапное упражнение. Составьте список из 25 главных целей. Просмотрите этот список и выберите 5 главных целей из 25. Начните работать над списком 5 лучших целей. Остальных двадцати Уоррен предлагает избегать любой ценой. Это нужно для того, чтобы сохранить ваше внимание и не дать мозгу отвлекаться на все, что блестит.
Задавать себе больше вопросов
Что принесет больше прибыли или улучшит карьеру? Есть ли у меня время и ресурсы для работы над этой идеей? Какую пользу это принесет моему бизнесу и команде? Народная мудрость «Утро вечера мудренее» в этой ситуации как нельзя кстати. С любой новой идеей нужно переспать и уже утром решать, стоит ли игра свеч.