Что такое эффект Пруста?
Запахи способны вызывать в нас целую вереницу воспоминаний. Об этом эффекте говорил писатель Марсель Пруст, благодаря чему явление и получило его имя. Автор нередко добавлял в свои творения эпизоды, где незначительные запахи и вкусы запускают цепочку воспоминаний и размышлений. Причем эти ароматы не просто воссоздавали картинки из прошлого, а пробуждали вместе с ними живые эмоции героя произведения.
Так, например, в романе «В поисках утраченного времени» автор описывает, как аромат маленького пирожного вызывает целую волну воспоминаний из детства и вызывает в нем «могучую радость».
И нет, это не просто писательский прием. Это научная реальность, которую годы спустя смогли доказать нейробиологи.
Ароматерапия и наука: это и правда работает?
Эффект Пруста имеет вполне научное обоснование. При изучении строения мозга нейробиологи обнаружили, что области мозга, отвечающие за формирование эмоций и структуры памяти, находятся в непосредственной близости к центрам обоняния и связаны с ними лимбической системой. Это значит, что определенные ароматические композиции могут усилить связь этих отделов мозга, программируя в нашем сознании необходимый эмоциональный фон.
Сила ароматов
С обонятельной системой связано и множество инстинктов, которые появились в процессе эволюции. Мы можем даже не осознавать этого, но ароматы влияют на наше подсознание, по-разному воздействуя на организм: одни успокаивают, другие, наоборот, наполняют энергией, а третьи — вызывают необъяснимую радость. Более того, ароматы даже способны поддерживать иммунитет и прояснять ум. Главное — найти необходимые сочетания.
Практическое применение
В последнее время становится все более популярным аромадизайн помещений. Это направление выросло из маркетинговых приемов, когда ароматы в магазинах могли добавить бренду «налет люксовости», настроить на долгий шопинг или создать уютную атмосферу, которую хочется унести с собой. С тех пор аромадизайн сильно расширил область применения, сейчас этими приемами активно пользуются дизайнеры интерьера, чтобы наполнить дом «правильной» атмосферой.
На данный момент такие компании, как
Ароматические свечи создают в помещении более камерное ощущение и уют, а свет пламени добавляет романтики — и это плюсом к воздействию аромата на подсознание.
Как выбрать тот аромат, который нужен именно мне?
Здесь все работает так же, как и в кабинете у психолога. Задайте себе вопрос: что я чувствую? В мире ароматов всегда нужно начинать с себя. Какие эмоции есть сейчас и что я хочу ощущать через некоторое время? В зависимости от этого и подбираются подходящие ноты.
Мир ароматов огромен, и зачастую понять, какое сочетание подарит необходимый эффект, кажется практически нереальным. И где гарантия, что эта композиция действительно будет работать? Для этого в Faberlic и создали
Коллекция Aromio основана на французской технологии EmotionDesign, представляющей собой специально разработанные композиции аромамолекул, подающих сигналы участкам мозга, отвечающим за формирование эмоций. Эта технология позволяет выстроить связь двух центров, эмоций и обоняния, гармонизируя тем самым эмоциональный фон.
Здесь есть композиции и для создания настроения, например, Shanti Sandal (Баланс), Black Amber (Релакс), Sakura Matcha Tea (Антистресс), Daisy Water (Позитив), и для улучшения общего состояния — поддержки имммунитета, легкости движения и ясности ума. Это значительно облегчает задачу поиска нужного аромата, избавляя от необходимости углубляться в изучение тонкостей ароматерапии.
Ароматы влияют на нашу жизнь постоянно. Иногда мы замечаем это, а иногда это так и остается на уровне подсознания. Но всегда можно взять контроль над этим процессом и с помощью ароматов управлять своим настроением. Главное — делать это грамотно!