Узнать пол будущего ребенка стремились, наверное, все семьи в истории. Казалось бы, с появлением ультразвуковой диагностики проблема исчезла. Не тут-то было! Как выясняется, с окончательной уверенностью нельзя даже судить о ребенке, уже появившемся на свет. Речь, разумеется, не об анатомии, а о психологической стороне. Кем ощущает себя маленький ребенок – девочкой или мальчиком? К какому полу стремится принадлежать, кого будет выбирать себе в партнеры, когда вырастет? Все эти вопросы относятся к понятию «гендерная идентичность», возникшему сравнительно недавно, около 50 лет назад. Гендер в психологии и сексологии, по определению сексолога Игоря Кона, это любые психические или поведенческие свойства, которые ассоциируются с маскулинностью и фемининностью, с мужским и женским началом. Хотя мы часто употребляем это слово в более узком смысле, как «социальный пол», имея в виду социально детерминированные роли мужчин и женщин.
Но прежде чем говорить о разнице между полом и гендером, необходимо разобраться с мальчиками и девочками. Зигмунд Фрейд полагал, что осознание половой принадлежности формируется в возрасте примерно трех лет (cм. «Об этом»). Именно в это время мальчики начинают испытывать желание всецело обладать матерью и воспринимают отца как соперника. Девочки же, обнаружив свое несомненное анатомическое отличие от братьев или знакомых мальчиков, воспринимают его как проявление собственной ущербности. Бессознательно обвиняя в этом мать, они ищут любви и утешения у отца. Так формируется комплекс Электры: желание обладать отцом и соперничество (или даже ревность) по отношению к матери. Преодоление этого комплекса позволяет в дальнейшем чувствовать себя женщиной и строить отношения с противоположным полом.
Об этом
«Очерки по теории сексуальности» Зигмунд Фрейд
Не считаясь с вековыми табу, автор анализирует основы человеческой сексуальности (АСТ, 2006).
«Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции» Марина Бутовская
Познавательно и остроумно – о моделях полового поведения мужчин и женщин (Век 2, 2004).
«Происхождение мозга», «Атлас мозга человека» Сергей Савельев
Взгляд биолога на человека как биологический вид и эволюцию главного его органа – мозга (Веди, 2005).
Мифы и доказательства
У этой теории Фрейда хватает противников. Один из главных аргументов очень прост: мальчики и девочки ведут себя по-разному еще задолго до трех лет, по сути – с самого рождения. Разве это не значит, что мужское или женское поведение «запрограммировано» биологически? На первый взгляд, замечание справедливо. Так, принято считать, что девочки гораздо более чувствительны и восприимчивы. Если рядом с новорожденной начинает плакать младенец, она и сама тут же разражается криком. А мальчики в той же ситуации часто вообще не реагируют на переживания соседей. Кроме того, если новорожденным показать два объекта – человеческое лицо и механическую подвижную конструкцию, – то девочки в основном дольше задерживают взгляд на лице, а мальчики – на неодушевленном предмете*. Девочки, как правило, раньше начинают говорить, и это ли не свидетельство того, что потребность в общении, сопровождающая их всю жизнь, тоже заложена в них самой природой?
Это еще не доказательство, возражают психологи. По их мнению, эмоциональность девочек и их потребность в общении вовсе не обязательно являются биологическими, врожденными свойствами. Американские ученые Джо Каннингем и Лоуренс Шапиро (Joe Cunningham, Lawrence Shapiro) считают, что сама жизнь с первых же дней вынуждает девочек вырабатывать и проявлять эти качества**. Они утверждают, что мальчики рождаются более крепкими и выносливыми, то есть имеют больше шансов на выживание. И чтобы уравнять эти шансы, девочкам приходится кричать громче и искать любую возможность быть услышанными и понятыми. По мере физического развития вопрос о выживании, конечно, снимается. Но навык остается. И став взрослее, девочки по-прежнему легче выражают свои чувства и эмоции, сохраняют большую, чем мальчики, склонность к общению и сопереживанию. Теми же причинами можно объяснять и знаменитую женскую интуицию.
Другие исследователи идут еще дальше, отрицая поведенческие различия между девочками и мальчиками в раннем возрасте. Пcихолог, профессор Бостонского университета (США) Лесли Броди (Leslie Brody) ставит под сомнение изначальную эмоциональность девочек и активность мальчиков. По ее мнению, результаты экспериментов не дают оснований утверждать, что поведение мальчиков и девочек в первые месяцы жизни различается сколько-нибудь существенно***. Сегодня эта точка зрения получает все большее распространение. И ученые уже вполне уверенно заявляют, например, что более активные мальчики и более послушные девочки – не более чем миф.
«Кто же ты, дитя?»
В 2010 году в Стокгольме открылся очень необычный детский сад. У тридцати трех его воспитанников как будто бы нет пола. Во всяком случае, персонал прилагает все усилия к тому, чтобы дети воспринимали себя именно так. Воспитатели даже специально изобрели не существующее в шведском языке местоимение среднего рода, чтобы избегать в общении с детьми слов «она» и «он». Среди игрушек здесь есть и куклы, и машинки, и строительные наборы, но сотрудники строго следят за тем, чтобы никто не мог повлиять на выбор и предпочтения ребенка. А большинство известных детских сказок, таких, например, как «Белоснежка» или «Дюймовочка», отсутствуют в здешней библиотеке, поскольку изобилуют «гендерными стереотипами». Швеция известна своими либеральными взглядами и многолетней борьбой за полное и окончательное равенство полов. Создатели детского сада считают, что таким образом они избавляют детей от давления общества, давая уникальный шанс самостоятельно разобраться со своими гендерными склонностями. Многие психологи обеспокоены последствиями такого эксперимента, однако пока число желающих отдать своего ребенка в удивительный детский сад намного превосходит число мест в нем.
Желание родителей
Если и существует какой-то тип поведения, к которому девочки менее предрасположены с рождения, то это агрессия. Дело в том, что агрессивное поведение обусловлено гормональными причинами. Подтверждением этому служат многолетние наблюдения за пациентками, страдающими гиперплазией коры надпочечников, которая отвечает за выработку мужских гормонов. Девочки, рожденные с этим заболеванием, более «андрогинны»: они агрессивнее сверстниц и отдают предпочтение игрушкам и играм, традиционно предназначенным для мальчиков, да и время стремятся проводить в компании детей не своего пола. Впрочем, правильное лечение дает стабильно хорошие результаты. Важно отметить, что такое лечение сочетает как гормональную терапию, так и грамотный воспитательный подход: максимум внимания и терпения. В таком случае чрезмерная агрессия постепенно исчезает, и девочки возвращаются к куклам и обществу подруг.
Но если не принимать во внимание агрессивность, то получается, что от природы зависит не так уж много. Зато очень важна роль родителей в формировании женственности. Бывает, что они хотят мальчика, а рождается девочка. Тогда есть риск, что, бессознательно угадав желание родителей, дочь попытается вести себя как мальчик (из наивного, но всемогущего детского опасения лишиться родительской любви). Отношение родителей к мальчикам и девочкам в принципе отличается, осознают они это или нет, указывает антрополог Марина Бутовская: «Мальчиков чаще берут на руки, но обращаются с ними менее осторожно, чем с девочками. Напротив, матери чаще говорят с девочками, и делают это более нежным голосом» (см. «Об этом»). Тем самым родители с самых первых дней жизни внушают детям принадлежность к тому или иному полу и соответствующую модель поведения. Постепенно ребенок учится понимать, а затем и предугадывать реакцию родителей и стремится как можно полнее соответствовать их представлениям о том, как поступать в той или иной ситуации девочке или мальчику. «Реакция взрослых на эмоции и поведение младенца в значительной мере влияет на то, как ребенок впоследствии будет переживать и интерпретировать собственные чувства», – уверяет психиатр Алан Браконье (Alain Braconnier).
Когда с природой спорить сложно
В начале 1970-х годов у канадской пары родились мальчики-близнецы. Однако в возрасте восьми месяцев один из них, вследствие ошибки врачей, лишился пениса. Родители и специалисты решили, что в такой ситуации будет лучше изменить пол ребенка. Мальчику была сделана успешная пластическая операция по формированию женских половых органов. Так в два года мальчик Джон превратился в девочку Джоан. Разумеется, она ничего не помнила и не знала о своем поле по рождению, однако постоянно демонстрировала мальчишеские склонности: предпочитала игры и игрушки для мальчиков и прослыла сорванцом в юбке. В 14 лет отклонения в ее поведении стали настолько серьезными, что после консультаций с психологами родители были вынуждены открыть Джоан правду. С этого момента девушка лелеяла мечту вернуть свой истинный пол и осуществила ее в 25 лет. Джоан перенесла еще одну операцию по смене пола, вновь став Джоном. Позднее Джон даже вступил в брак и вместе с женой воспитывал нескольких приемных детей, вполне успешно справляясь с ролью отца и мужа*.
* M. Diamond, K. Sigmundson «Sex Reassignment at Birth: Long-term Review and Clinical Implications». Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 1997, vol. 151 (3).
Две большие разницы
И все же сводить нашу гендерную идентичность к воспитанию будет, пожалуй, ошибкой. Легко, конечно, сказать, что девочки играют в куклы, а мальчики в машинки потому, что именно такие игрушки дарят им родители. Но как тогда объяснить результаты эксперимента, в котором детенышам зеленых мартышек предлагали на выбор различные игрушки? Самцы выбирали машинки, тогда как самки принимались нянчиться с куклами!****
Приходится признать, что свойственное тому или иному полу поведение имеет биологическую основу, хотя социальные факторы могут существенно на него повлиять. В пользу этой догадки говорит и разница в строении мужского и женского мозга. «Важнейшее отличие заключается в том, что у мужчин и женщин по-разному развиты лимбическая система и кора больших полушарий, – объясняет биолог Сергей Савельев. – Кора (она отвечает за осознанное восприятие, анализ, сравнение, выбор) мозга мужчины содержит порядка 11 млрд нервных клеток, у женщины же их около 9 млрд. Но в женском мозге доминирует лимбическая система (более древняя зона мозга, которая управляет физиологическими, гормональными процессами, эмоциональным и инстинктивным поведением)» (см. «Об этом»). Известно, что амигдалы – парные структуры мозга, играющие важную роль в таких эмоциях, как страх и агрессия, – крупнее у мужчин, а гиппокамп, необходимый для работы памяти, – у женщин. Эти различия возникают в результате совместного влияния генов, гормонов и среды. Но и личностные различия между мужчинами и женщинами гораздо более выражены, чем было принято думать раньше: эта разница близка к разнице между двумя биологическими видами! По совокупности личностных характеристик пересечение мужской и женской выборки составило всего 10%. Самые яркие различия наблюдаются в уровне чувственности, общительности и тревожности (выше у женщин), с одной стороны, и эмоциональной стабильности, доминантности, высокой нормативности поведения и подозрительности (выше у мужчин) – c другой. В то же время, по другим данным, такие качества, как вычислительные навыки, общие речевые способности и лидерский потенциал, хоть и часто считаются зависящими от пола, на самом деле не отличаются у мужчин и женщин*****. Конечно, эти факты – совсем не повод недооценивать важность воспитания. Природа закладывает фундамент, изменить который мы, очевидно, не в силах. Но вот что за здание будет на этом фундаменте построено? Какой хотят видеть свою дочь родители, свою сестру – братья, свою ученицу – учителя, свою подругу – друзья и возлюбленные? Есть над чем подумать.
* S. Baron-Cohen «The Essential Difference: The Truth About The Male And Female Brain» (Basic Books, 2003).
** J. Cunningham, L. Shapiro «Infant Affective Expression as a Function of Infant and Adult Gender». Unpublished manuscript, Brandeis University, 1984.
*** L. Brody «Gender, Emotion, and the Family» (Harvard University press, 1999).
**** Evolution and Human Behaviour, 2002, № 23.
***** М. Del Giudice et al. «The distance between Mars and Venus: Measuring global sex differences in personality». PLoS ONE , 2012; D. Pfaff «Man and Woman: An Inside Story» (Oxford University Press, 2010).