Креативность – наша способность к творчеству. Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? «Самое важное в креативности – совершенствование себя, – говорит экзистенциальный психолог Марина Хазанова. – Причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ». Сегодня среди нас все больше тех, кто находит время и силы, чтобы на досуге заниматься творчеством – будь то пение, танцы или роспись по глине. «Многие сейчас нацелены на зарабатывание денег, но работа не всегда дает возможности самовыражения, – комментирует эту тенденцию психолог Рада Грановская. – А возможность реализоваться, уважать себя для нас – одна из главных жизненных потребностей. Когда мы не можем удовлетворить ее, мы очень плохо себя чувствуем». Разбудив в себе творческое начало, мы меняемся сами и изменяем свою жизнь: «Тот, кто сделал этот шаг, становится более уверенным и устойчивым в жизни человеком. Начинает видеть новые возможности творчески проявить себя, в том числе и в своей основной работе. Или ищет другую работу, где сможет себя реализовать».
Креативный или творческий?
Креативность означает еще и умение генерировать неожиданные идеи. В этом смысле «креативный» – не то же самое, что «творческий». «Сущность творчества – в открытии и создании чего-то качественно нового, имеющего значительную ценность, – объясняет филолог Алексей Шмелев. – Это могут быть эстетические ценности, факты и законы, технические устройства. А слова «креативность», «креатив» используются в области рекламы, маркетинга и управления персоналом и подразумевают нестандартный подход к выполнению поставленной задачи или даже «поточное производство» идей. В номенклатуре специальностей появились «креативщик» и «криэйтор»; смешно было бы видеть объявление о вакансии творца».
Диалог полушарий
Креативность определяется знаниями и кругозором, личностными чертами и мотивацией, средой, в которой мы росли и живем. Не менее важны интеллектуальная гибкость и умение мыслить «в разные стороны». Чем больше мы можем предложить разных вариантов решения проблемы, тем больше шансов натолкнуться на нечто оригинальное. Но умножать идеи недостаточно – нужно еще менять ракурс рассмотрения проблемы, «угол атаки». С точки зрения нейрофизиологии, важную роль в креативности играют лобные доли мозга: они отвечают за критическое восприятие существующих стратегий, позволяют менять их, адаптируя к ситуации. Самые креативные люди отличаются от остальных еще и более высоким уровнем согласованности и взаимодействия двух полушарий головного мозга. При решении математических задач сверходаренные дети задействуют оба полушария, тогда как у других детей работает в основном левое*. И наоборот, когда детей просили мысленно вращать объемную фигуру, у одаренных активизировалось и левое полушарие, а остальные использовали только правое.
* M. O'Boyle et al. «Interhemispheric interaction during global-local processing…» Neuropsychology, 2004, vol. 18(2).
Стайеры и спринтеры
Творческие способности могут достигать пика в разном возрасте. Исследователь Дэвид Галенсон (David Galenson) на основе биографий знаменитостей ХХ века выделил два типа личностей. Одни, как Пикассо, проявляют себя во всем блеске очень рано. Другие, как Сезанн, созревают медленно, их высшие достижения приходятся на вторую половину жизни. Но многие из нас вообще не готовы признать в себе творческий дар, считая себя безнадежно заурядными. «Иногда этот ресурс действительно заблокирован, – объясняет Марина Хазанова. – Скажем, если в семье или в школе ребенка убедили, что он ни на что не способен, он, скорее всего, и став взрослым, будет убежден именно в этом». «Быть креативным – значит уметь представить себе нечто новое, отличное от того, что есть, – считает руководитель Института прикладной креативности (Германия) Петер Вайль (Peter Weil). – Каменщик, который умеет строить крепкую стену, взяв меньше кирпичей, креативен. Как и домохозяйка, которая в крохотной кухне так умно расположила вещи, что поместилось все».
*D. Galenson «Old Masters and Young Geniuses» (Princeton University Press, 2006).
Об этом
- «Творчество и конфликт в зеркале психологии» Рада Грановская (Речь, 2010).
- «Психология творчества, креативности, одаренности» Евгений Ильин (Питер, 2009).
- «Игнорируй всех, или Как стать креативным» Хью МакЛаод (Карьера Пресс, 2011).
Как ее развить?
Ошибочно думать, что все наши творческие способности – только врожденные. «Креативность развивается при обучении и занятиях творческой работой, – объясняет Марина Хазанова. – Но, пожалуй, главное – мотивация. Креативная личность чувствует внутреннее побуждение к творчеству – будь то сооружение кукольного домика или построение теории поля. Именно наше любопытство, а не только знания и видение мира делает нас теми, кем мы хотим быть».
Как же развить креативность? Вот некоторые способы, которые можно применить в самых разных областях.
Группа людей обсуждают идею, последовательно играя три разные роли: «мечтателя» (фонтанирует идеями), «реалиста» (выясняет, как реализовать идею) и «критика» (оценивает осуществимость идеи и обозначает ее уязвимые места). Этот метод использовал Уолт Дисней при создании своих фильмов.
В центре большого листа графически обозначают главную проблему. От нее, как от ствола дерева, рисуют ответвления – связанные с ней идеи. И далее это «дерево ассоциаций» разрастается настолько, насколько необходимо для решения поставленной задачи.
Проблему переворачивают с ног на голову. Вопрос ставится так: что я должен сделать, чтобы точно не достичь цели? На втором этапе все собранные идеи преобразуют в противоположные.