Как работает психолог-сексолог, лишенная возможности видеть
Фото
Getty Images

Я родилась в Сибири, рядом с Красноярском. Зрение у меня отсутствует с рождения. Образование психолога получила в Новосибирском государственном университете. Много работала в сфере реабилитации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков, а также на телефонах доверия. Сейчас занимаюсь частным консультированием. 

Помимо этого мне важно оказать поддержку тем, кто не может позволить себе платные консультации. Как волонтер я работаю с несколькими благотворительными проектами: «Помогая другим — помогаешь себе», «Мы рядом 2020.рф», которые оказывают бесплатную кризисную психологическую помощь.

Также я являюсь наставником в фонде «Действуй» и пишу тематические статьи для портала «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», который оказывает помощь незрячим людям. 

Как я пришла в сексологию

Мой путь как практикующего сексолога начался относительно недавно — в пандемию появилось больше свободного времени для того, чтобы получить дополнительное образование и расширить свою компетенцию. Раньше в нашей стране сексологами были исключительно врачи, и к ним обращались люди лишь с серьезными патологиями. Сейчас же сексология стала активно развиваться как отдельная специальность, и заниматься ей можно, не имея медицинской базы. 

Сексология мне интересна в первую очередь как женщине. В процессе обучения многие техники нужно было отрабатывать на себе и на супруге, что стало дополнительным плюсом в наших отношениях. 

Существует миф о том, что удовольствие в сексе получает в основном мужчина, а женщина следует за его желаниями

Конечно, это не так! Для любой женщины важно узнать себя, что ей нравится в сексе, а что — точно нет. Сегодня ты изучаешь свои эрогенные зоны, а завтра учишься выстраивать личные границы в отношениях с партнером. Эти сферы тесно связаны между собой. Нужно учиться распознавать свои желания и понимать, что у тебя есть право и возможность рассказать о них партнеру, а не делать то, что доставляет тебе дискомфорт.

Популярна ли сейчас сексология?

Эпоха, в которой я выросла, не предполагала сексуального воспитания. Сложно представить, чтобы тогда родители говорили со своими детьми о сексе. В последствии это привело не только меня, но и многих людей к закономерным ошибкам. Так, у многих опыт первого секса был очень травматичным. Из-за того, что когда-то не получилось, человек может замкнуться в себе на много лет или вовсе вычеркнуть секс из  своей жизни.

Тем не менее ходить на консультации к сексологу до сих пор стыдно, и никто за чашкой кофе об этом не расскажет. Да, масс-медиа активно подогревают эту тему в последние годы, говоря о том, что не нужно стесняться себя и своих проблем. Но в действительности поход к подобному специалисту дается непросто даже молодым людям, про более старшее поколение и говорить нечего. 

Поэтому сексологи не только консультируют, но и просвещают людей. Родителям мы рассказываем о сексуальном воспитании, супружеским парам — об улучшении сексуальной коммуникации в паре. Пока чаще к нам обращаются женщины, но и среди мужчин постепенно растет интерес к этой теме.

Как работает психолог-сексолог, лишенная возможности видеть
Фото
Getty Images

Особенности моей работы

Я предпочитаю консультировать очно — это сильно помогает в работе. Правда, в последнее время онлайн-консультирование становится все более популярным. 

С одной стороны, это очень удобно: неважно, в каком городе или стране ты живешь. Но когда человек находится дома, ему сложнее сосредоточиться, ведь всегда найдутся отвлекающие факторы: зазвонил телефон, собака залаяла,  дети бегают по квартире. Естественно, что о своих сексуальных проблемах в такой атмосфере вообще невозможно говорить. 

Однако, если человеку действительно нужна помощь, он найдет пути для ее получения. В моей практике бывают случаи, когда люди придумывают отговорки для близких: уходят в машину, гуляют на улице или сидят в гараже, чтобы спокойно поговорить со мной один на один.

Конечно, визуальный контакт очень важен, но для меня есть много других источников информации

В частности, за годы практики я научилась очень хорошо слушать. Большинство действий можно распознать: сжимает ли кто-то руку в кулак от напряжения, шуршит, теребит деталь одежды, стучит пальцами. Когда я обращаю на это внимание клиентов, многие удивляются.

Я слышала такую фразу в свой адрес: «Вас очень сложно обманывать». Это происходит потому, что человек привык врать жестами: улыбкой, глазами или характерными взглядами. Я же оцениваю информацию и речь по интонации, эмоциям — а в случае вербальной коммуникации ложь сложнее скрыть. Из-за отсутствия картинки я полностью сосредотачиваюсь на голосе и ухожу в то, что мне говорит человек, какие чувства в это вкладывает.

Люди иногда отказываются от консультации по видео, так как у них складывается ощущение более пристального внимания к себе

Это своеобразный эффект телевизора: их показывают кому-то, а они не просто вещают, но еще говорят о себе какие-то сокровенные или, с их личной точки зрения, неприличные вещи. И здесь мне как раз гораздо проще работать, так как зрячие коллеги-сексологи привыкли видеть перед собой человека.

Я не скрываю от клиентов отсутствие зрения — человек сам может решить, насколько для него это важно. Если у него появляются вопросы, мы проговариваем их сразу, и это помогает снять напряжение. Уже очень давно не было таких случаев, когда человек отказывался от совместной работы, узнав о том, что я незрячая. Гораздо важнее тот опыт, который у меня есть, и то, какими инструментами я обладаю как профессионал.

Юлия Васильева

Психолог, сексолог.