Пережив потерю ребенка, отцы оказываются в парадоксальной ситуации: ожидания жены и близких, собственные переживания и требования общества бывают настолько противоречивыми, что шансов быть понятыми в своих чувствах почти не остается. Можно ли мужчинам плакать — или нужно продолжать казаться сильным и непробиваемым? Их эмоциональные проявления и поступки не всегда понятны окружающим.
Попробуем разобраться с культурными установками и представлениями окружающих, в том числе и женщин, о том, что чувствуют отцы в ситуации перинатальной потери, и понять, нужна ли им помощь.
1. Мужчина переживает не за ребенка, а за женщину
«Я за жену переживаю, хочется, чтобы ей стало легче. А я? Я уже нормально, только не понимаю, как жить дальше…» — делится 40-летний Николай.
Женщины действительно сильнее страдают физически после потери ребенка. Несколько месяцев их организм перестраивался на новый режим, готовясь к появлению малыша. Но когда он не рождается, их тело претерпевает различные, зачастую болезненные манипуляции — от «чистки» у гинеколога после замирания беременности, прекращения лактации до сложных процедур восстановления после иногда крайне тяжелых родов. Их боль заметнее и эмоционально — женщинам проще говорить и плакать о горе.
То, что мужчина переживает за жену, не отменяет того, что он горюет по своему погибшему малышу
Мужчина в первую очередь беспокоится о том, как отразятся роды или операция на женщине. Естественно, что он переживает о ней — живом страдающем родном человеке рядом, и на первых порах его не настолько поглощает именно смерть ребенка. Сознание мужчины включится и начнет осознавать факт потери ребенка позже, когда он убедится, что жене ничто не угрожает.
«У мужчины работа горя запускается не сразу и протекает сдержаннее, — объясняет психолог фонда «Свет в руках» Ольга Лебедева. — Он думает, как его состояние повлияет на жену и старших детей. То, что мужчина переживает за жену, не отменяет того, что он горюет по своему погибшему малышу. Мужчина так же ждет ребенка, строит планы на будущее с ним, начинает ощущать себя папой и представлять себя в новой социальной роли. Если беременность прерывается или ребенок умирает при родах, он тоже переживает потерю будущего. И ему так же, как и женщине, требуется время, чтобы пережить случившееся».
2. Мужчина не вынашивал ребенка, не видел его, значит, не переживает
«Муж, конечно, говорит слова поддержки, но разве он может понять? Это не его мучал токсикоз, не он прошел через больничный ужас, он не переживает и не чувствует, как я», — поясняет 32-летняя Ирина.
Важное значение тут имеет то, как мужчина вел себя во время беременности — гладил ли живот, говорил ли с малышом. Если подобных проявлений не было, женщине может казаться, что мужчина не включился в ее беременность, не почувствовал новую жизнь внутри нее — именно об этом говорит Ирина.
Само ощущение «отец будущего ребенка» или «отец двоих/троих детей» дорогого стоит для мужчины
Действительно, чаще у мужчины формируется привязанность к ребенку позже, чем у женщины. Он не чувствует шевелений, изменений тела, которое реагирует на развитие плода. Во время беременности для многих отцов ребенка еще как бы нет в материальном мире. Он есть для матери, которая ощущает его своим телом.
Зато для отца ребенок есть в его мыслях и мечтах. Мужчина представляет, что если будет сын, то они смогут вместе ездить на рыбалку или чинить машину, а если дочь — как он будет отгонять поклонников. Он уже выделяет ребенку место в своей жизни, времени и пространстве. Да и само ощущение «отец будущего ребенка» или «отец двоих/троих детей» дорогого стоит для мужчины. И потому ему сложно пережить и заполнить вакуум, возникший вместо нарисованного и ясно представляемого будущего.
3. Мужчина не плачет после потери малыша — значит, ему все равно
«Не понимаю, как можно оставаться спокойным в такой ситуации! Неужели ему все равно? Он просто каменный», — недоумевает 38-летняя Алла.
Культурные установки вроде «парни не плачут» настолько глубоко «впитываются» в общественное сознание и сознание конкретных женщин и мужчин, что работают даже после столкновения с таким горем, как потеря ребенка. К тому же мужчина вынужден намного раньше женщины (продолжающей находиться в декретном отпуске даже после трагичных родов) возвращаться к своим социальным обязанностям, при выполнении которых слезы неуместны. Это и оповещение родственников и друзей о случившемся, и организация похорон, и выход на работу. У мужчины не остается пространства для проявления чувств и слез.
Женщина может ждать искренних разговоров о потере, а мужчина совершенно теряется
Дома он часто оберегает супругу от лишних переживаний в надежде, что, если он будет сильным, ей станет легче. Женщиной подобная забота может восприниматься как эмоциональная холодность и отчужденность, ведь ей хочется не только рассказывать о своих чувствах, но и услышать боль отца ребенка, тем самым разделив с ним свою. Поэтому-то и слезы у мужчины женщины расценивают как близость: этот сигнал сочувствия и сопереживания для них понятен.
Женщина может ждать искренних разговоров о потере, а мужчина совершенно теряется: чем он может помочь, если идея плакать при жене для него неприемлема. Подавление чувств может привести к злоупотреблению алкоголем — легким и быстрым способом хоть ненадолго почувствовать облегчение и снять напряжение.
«Мужчинам важно находить способ поделиться своей болью: с друзьями, которые поймут, с женой, которая разглядит за его маской спокойствия и отстраненности боль и невыплаканные слезы, с психологом, который с уважением отнесется к состоянию мужчины и не будет ждать «правильных» эмоций», — рекомендует психолог и руководитель фонда «Свет в руках» Александра Фешина.
4. Нужно отвлекать жену от грустных мыслей, тогда ей станет легче
«Она все время плачет. Я больше не могу видеть ее слезы, надо что-то делать», — признается 34-летний Игорь.
Мужчины настроены мыслить понятиями «проблема — решение». Естественным и наиболее эффективным решением в подобной ситуации им кажется отвлечь жену от грустных мыслей и тяжелых воспоминаний, в то время как женщине этого совсем не хочется.
В ход идут различные предложения и уговоры: от «тебе нужен позитивный настрой, приди в себя» до «давай поедем к друзьям, развеешься, отвлечешься». Что слышит при этом женщина? «Мне надоели твои слезы и разговоры, забудь уже!» И это очень больно ранит. Что на самом деле стоит за такими словами мужчины? Искреннее желание помочь любимой, но незнание, как это сделать.
«Стараясь помочь супруге справиться с горем таким образом, мужчина только усугубляет ее состояние, — объясняет психолог фонда «Свет в руках» Елизавета Суханова. — Между партнерами возникают взаимные обиды и непонимание. Женщина чувствует себя одинокой и отвергнутой самым близким человеком, а иногда даже «неправильной», ведь он справляется, а она — нет».
В ситуации перинатальной потери нет смысла сравнивать, кто страдает больше
Но потеря ребенка и горе — это не проблема или задача, которую надо решать. Это скорее процесс, которому нужно открыться со всей любовью к погибшему малышу и уязвимостью перед жизнью, признать свое бессилие в некоторых жизненных обстоятельствах и проживать боль.
Также не стоит решать за супругу, какая помощь ей необходима. Спросите, что может помочь ей прямо сейчас. Иногда лучшим решением для нее будет просто побыть дома вдвоем.
В ситуации перинатальной потери нет смысла сравнивать, кто страдает больше. Каждый родитель проходит свой путь прощания с ребенком, с мечтой о нем, с их совместной историей, которой не случилось. И важно, чтобы мужчина был не только опорой для жены, старших детей, но и сам находил поддержку в близких, друзьях или обращался за профессиональной помощью. У него должна быть возможность выбирать: делиться ли открыто своими переживаниям и обсуждать их, проживать потерю наедине с самим собой или в узком кругу проверенных друзей.
Психологи фонда «Свет в руках» готовы поддерживать мужчин в любом их выборе, понимая всю сложность их роли в заботе о семье и себе в ситуации перинатальной потери.
Об эксперте
Александра Фешина — трансперсональный психолог, основатель и директор благотворительного фонда помощи родителям в трудной жизненной ситуации