В пятый класс я пошла в новую школу, где меня ждали разные «испытания на прочность». Однажды, помню: зима, я в тяжелой шубе бегу по скользкой дороге из школы домой. За мной гонятся мальчишки и кричат, что сделают, когда настигнут. Мне так страшно, что я не останавливаюсь даже перед проезжей частью. Водитель проезжающей машины яростно сигналит, я падаю на коленки, авто проносится в 10 сантиметрах от меня. Резко оборачиваюсь: преследователи застыли в шоке. Вскакиваю и бегу вплоть до самого дома.
Мне 11 лет, я еще не знаю про буллинг, но думаю, как мне выживать в этом «зверинце» завтра и до конца школы.
Что такое буллинг?
А в это же время в Норвегии психолог Дэн Олвеус исследовал травлю в школах. Это он ввел понятие буллинг (от англ. bully — хулиган, задира) и выделил его главные характеристики. Итак, буллинг — это систематически повторяющаяся целенаправленная агрессия в отношении жертвы, не способной защитить себя из-за неравенства физических сил или уровня власти.
О буллинге среди подростков сегодня говорят в СМИ, на конференциях, в управлении образованием и в правительстве. Но взрослые буллят друг друга не реже, чем школьники. И не только в тюрьмах или воинской системе, но и в обычных офисах. В 2021 году ВЦИОМ провел опрос об опыте буллинга. Каждый пятый из опрошенных (18%) бывал жертвой травли. Из них 53% столкнулись с буллингом уже взрослыми. Чаще всего в России с буллингом сталкиваются в школе (38%) и на работе (32%).
Изучая травлю в организациях Швеции еще в 1980-х, психолог Ханц Лейман описал 45 способов моббинга (от англ. to mob — нападать толпой, стаей). Впервые этим словом австрийский биолог Конрад Лоренц охарактеризовал враждебность животных одного вида по отношению к сородичам.
Травля в коллективе детей и взрослых: что общего
На роль жертвы выбирается один, реже — два человека в одном коллективе. Если бы жертв было много, они могли бы объединиться и дать отпор.
Роли жертвы и преследователя жестко зафиксированы. Если человек однажды дал слабину и не отреагировал на интервенцию в его личные границы, то дальше психологический террор будет только нарастать.
Жертве может казаться, что все хотят, чтобы ее не было, ведь «если издеваются только надо мной, значит, это со мной что-то не так». Но в реальности участникам группы очень удобно, когда роль за кем-то закреплена. Все понимают, что если жертвы не станет, то любой может занять ее место.
Отличия: травля на работе
В правовом поле нет четкого понятия «травля». Конституция защищает право на безопасность и неприкосновенность личности, так что физическое насилие в коллективе взрослых — редкость, но есть способы «психологического террора». Утаивание информации, необходимой для работы, социальная изоляция, неадекватные дедлайны, постоянная критика, высмеивание, постановка задач, не входящих в должностные обязанности, распускание слухов, унижение, угроза увольнения…
Да, в гражданском кодексе есть понятие «моральный вред» — «физические или нравственные страдания» — за который можно взыскать компенсацию. Но к иску нужно приложить документы, справки, подтверждающие факт вреда и вину того, кто его причинил. А как доказать нравственные страдания, не поясняется.
В рабочем коллективе встречается «вертикальный моббинг» — издевательства со стороны руководства. И «горизонтальный» — со стороны коллег. Даже во втором случае ждать помощи от руководителя почти бессмысленно. По исследованию проекта «Компании для всех возрастов», в 52% случаев руководители никак не реагировали на случаи моббинга, а в 45% случаев не считали происходящее травлей.
В организациях много инструкций и регламентов, но ни одного о психологической безопасности сотрудников. В редких компаниях есть штатный психолог, который оценивает микроклимат и вовремя регулирует его. В остальных же проблема замалчивается, чтобы не портить репутацию организации.
Отличия: травля в школе
В школе объект травли не может «уволиться по собственному желанию» из абьюзивного коллектива. А учителя, к сожалению, часто проявляют конформизм: «дети плохо ладят», «у нас не очень дружный класс», «ребята так играют».
Для предотвращения буллинга в школе крайне важно, чтобы значимые взрослые в семье и в школе однозначно транслировали непринятие травли, осуждали ее. Чтобы каждый новый эпизод буллинга не заканчивался лишь бесполезным советом директора «пожмите друг другу руки». Нужна комплексная работа учителей со всем классом и родителями.
Некоторые ученые полагают, что учителю может быть выгодна ситуация с буллингом: совместные издевательства над жертвой в каком-то смысле сплачивают буллинговую группу, создавая общие цели, пространство действия и сочетание коллективной вины со страхом оказаться в роли жертвы.
В своей книге
Ее начинают или молчаливо одобряют взрослые.
Она может случиться с любым человеком и, начавшись со смешка от одного ребенка, разрастись как снежный ком.
Дети из токсичных семей чаще втягиваются в буллинг.
Казалось бы, при чем тут семья, если конфликт в школе? Но жертвы буллинга не могут расслабиться даже дома, ведь издеваться над ними, оскорблять продолжают и в онлайн-пространстве. Чуткие родители вовремя замечают подавленность ребенка и могут помочь.
К тому же самоотношение формируется в семье. Адекватные люди понимают, что нельзя отвесить пощечину начальнику или соседу-качку — будут последствия. Но почему-то родители считают допустимым дать подзатыльник ребенку. Из-за того, что он не даст сдачи? А это нарушение его физических границ, оно разрушает самооценку, и ребенок привыкает к мысли «со мной так можно». Если ребенок видит агрессию папы к маме, его представление об отношениях тоже искажается. Поэтому дети из семей, где допустимо рукоприкладство, чаще становятся буллерами или их жертвами.
Причины травли
Поводом для буллинга и у детей, и у взрослых может стать что угодно: внешние отличия, смешная фамилия, совершенная единожды оплошность, особенности здоровья.
Если человек не уважает себя и попадает в коллектив, то он боится себя проявить. Все силы он направляет на выживание, чтобы выполнять функциональные обязанности: в школе — учиться на хорошие оценки, на работе — решать свои задачи и получать зарплату. Он старается быть правильным, мало общается, не заводит друзей, замкнут — это паттерн поведения жертвы (виктимность).
Есть разные мнения, зачем буллеры травят окружающих
Одни исследователи считают, что их цель — занять более высокое положение в группе. Но статус — это положение одного члена группы по отношению к другим. Если бы это был основной мотив, то скорее травлей бы занимались 1-2 человека, желая возвыситься, а не большая часть коллектива. И здесь остаются неясными мотивы наблюдателей.
Другие считают, что цель группы — увидеть эмоции, живую реакцию жертвы (слезы, гнев) и так получить внутреннее подтверждение своей власти над другим: «Я управляю твоими чувствами». Интерес зрителей подкрепляет буллинг, как аплодисменты публики в театре.
Третья возможная причина: затаенные обиды, которые толкают бывших жертв стать буллерами. Видя того, кто не сопротивляется, они становятся агрессивными, чтобы вновь не занять роль жертвы самим.
Последствия травли
Долговременные исследования показывают, что участие в буллинге вырабатывает у детей устойчивые паттерны поведения. Жертвы воспринимают себя беспомощными, а мир как угрозу. У агрессоров формируется опора на насилие в коммуникации и чувство безнаказанности. У свидетелей — невротизация из-за внутренней борьбы чувств (стыд и страх, эмпатия и гнев), а в результате — постепенное снижение восприимчивости к агрессии и эмпатичности.
На уровне нейрофизиологии буллинг сильно мешает учебе. В стрессе активируется самый глубинный слой мозга — «рептильный», где заложены стратегии выживания «бей, замри, беги». После выброса адреналина и кортизола все мышцы напрягаются, в крови повышается уровень глюкозы — тело готовится бежать или сражаться.
В норме после такой мобилизации должно прийти расслабление. Но школьники в ситуации буллинга не могут убежать, стресс становится постоянным, в течение учебного дня нет возможности расслабиться. Это забирает ресурсы у неокортекса — верхней части мозга, которая руководит вниманием, памятью, логикой. Учебная успеваемость резко падает.
Да и у взрослых последствия серьезные. Падает скорость мышления, речь, способность к адаптации в коллективе. Страдает физическое здоровье: под ударом сосуды и сердце, нервная и пищеварительная системы, надпочечники и почки. Нарушается сон. Часто, чтобы расслабиться, прибегают к алкоголю, никотину и другим психоактивным веществам. Человек теряет чувство безопасности, усиливается тревожность, повышается риск возникновения панических атак и другие проблемы с психическим здоровьем.
Зарубежные и российские данные показывают, что травля нередко заканчивается суицидом жертвы и с каждым годом таких случаев больше.
Как бороться с буллингом на работе
Называйте вещи своими именами
Если вам хамят или высмеивают по какому-либо признаку, так и говорите: «Вы сейчас хамите», «Вы переступаете черту профессионального взаимодействия», «Вы пытаетесь меня высмеять?». И после ответа агрессора задайте «наивный» вопрос: «И чего вы этим добиваетесь?»
Не терпите молча
Скажите буллеру, что такое отношение к вам не приемлемо и вы будете действовать, если травля не прекратится. Записывайте на диктофон или видео сцены издевательств. Привлекайте на помощь всех, кого можете: вышестоящего руководителя, профсоюз, эйчаров, трудовую инспекцию, СМИ, сайты с отзывами о работодателе. Да хоть пишите в своих же соцсетях. Буллеры боятся огласки своих действий.
Перечитайте свой трудовой договор и должностную инструкцию
Есть ли там требования, которые к вам предъявляют? И если нет, смело аргументируйте свой отказ что-то выполнять. Такой прием называется «итальянская забастовка»: «Делать ровно то, что должен, и ни грамма больше».
Обратитесь к психологу, юристу, тренеру по боксу, эксперту по переговорам…
К тому, чья помощь вам сейчас придаст наибольшую уверенность в своих силах.
Переведите взаимодействие с агрессорами в письменный формат
Конечно, насколько это возможно. Так у них будет меньше шансов буллить исподтишка — все доказательства остаются у вас в почте.
Подумайте, стоят ли преимущества этой работы того, чтобы терпеть такое обращение к себе?
Или лучше сменить работу?
Как помочь ребенку — жертве буллинга
Не ждите, что ребенок сам придет и обо всем расскажет
Отследить проблему можно через невербальные знаки: участились простуды или расстройства кишечника перед школой, стал часто сутулиться, молчит и смотрит в одну точку, говорит: «Было бы лучше, чтобы меня не было».
Если ребенок поделился — поддержите его
Обнимите, объясните, что это не он «не такой»; он ни в чем не виноват, все имеют право быть непохожими на других, быть самими собой. С ним нельзя так обращаться, и вы его защитите.
Не рассчитывайте, что ребенок разберется сам
Решение проблемы с буллингом — это задача не только школы, и не только родителей, и уж тем более не одного ребенка. Решать ее надо сообща.
Не учите «дай сдачи»
Иначе он усвоит только правило: «Кто сильнее, тот и прав». А что, если удар ради самозащиты приведет к перелому у другого ребенка или смертельному удару головой? Или, если он решит, что может дать сдачи, взяв в руки оружие?
Не запрещайте обзываться, а научите
Будьте реалистами, в школе все дети сталкиваются с бранной речью, и лучше, если они будут уметь ею пользоваться к месту, не при учителе, только в момент конфликта. В начальной школе ругаются овощами (тухлый помидор, вонючий кабачок). В средней — можно и грубо ответить, если о нем говорят матом.
Вложите мысль, что с любыми трудностями можно обратиться за помощью
Это не ябедничество, а право на защиту. Ведь буллинг отличается от конфликта затяжным характером. И если ребенок не справился с травлей за месяц или полгода, то пора принимать меры.
С двух лет учите распознавать чувства («Ты упал, тебе обидно и больно», «Ты злишься на сестру») и говорить о них («Мне не нравится, прекрати», «Меня интересно посмотреть, дай, пожалуйста»)
Если узнали про факт буллинга, просите рассказать, что ребенок чувствует (страх, ужас, обиду, стыд), как ощущает это в теле? Если он спрячет эти неприятные чувства, то они продолжать отравлять жизнь ребенка, даже если он перейдет в другую школу.
Предайте проблему гласности
Оценить ситуацию и принять меры должны совместно классный руководитель, директор и родительский комитет. А если вас и ребенка никто не поддерживает, задумайтесь о смене школы.