«Человек по своей природе жаждет отдохновения и ненавидит труды»*. Аксиома, которая начисто забыта как досадная и притом безнравственная нелепость в наш деловой век. Нравственным образцом едва ли не безоговорочно признан тот, кто, с точностью до наоборот, жаждет трудов и ненавидит отдохновение. Ему и имя присвоено: трудоголик. Этим именем принято называть людей, которых отличают запредельное трудолюбие и недюжинная работоспособность. Самых лучших представителей рода человеческого – что называется, соль земли.
Возникает, однако, вопрос: если «соль земли», с какой стати мы придумали для них наименование по аналогии с термином, обозначающим печальную и распространенную зависимость – алкоголизм? Не означает ли это, что наше с вами коллективное бессознательное, вознося громогласные и, надо сказать, вполне заслуженные хвалы «ненавидящим отдохновение», втихомолку сочувствует их неспособности воздержаться от трудов?
Феномен трудоголизма эмоционально, но очень метко прокомментировал однажды выдающийся английский физик Эрнест Резерфорд. Покидая после трудового дня свою опустевшую лабораторию в Кембриджском университете, он заметил одинокого лаборанта, который возился с каким-то прибором.
– Почему вы не идете домой? – спросил Резерфорд.
– Я работаю, – был ответ.
– А что вы делали весь день?
– Работал, – ответил лаборант.
– А что вы будете делать, когда я уйду? – продолжал допрашивать Резерфорд.
– Работать, – отвечал молодой человек, не подозревая подвоха.
– Так когда же вы думаете? – воскликнул мэтр.
Лишь там, где есть паузы, островки полного покоя, находятся место и время для просветлений, которые и создают почву полноценному созреванию личности. Вот от этой почвы и отказывается, по сути дела, трудоголик. Ибо он не выносит пауз и поэтому искусственно погружает себя в состояние, которое можно назвать частичной сенсорной депривацией, – забирается под незримый купол, куда еле доносятся звуки и все прочие сигналы из окружающего мира.
В обыденной жизни он делает это с помощью работы. Укрываясь от реальности, он, ясное дело, уклоняется и от решения своих самых насущных личных проблем. Да и когда их решать – опять же, работать надо! Выходит, рекомендация «армянского радио» не так уж и анекдотична. К совету «ляг полежи» остается добавить: гляди и слушай. Дав нам глаза и уши, Господь уже позаботился о том, чтобы мы всегда были при деле. Так что нечего выдумывать что-то сверх того. Ибо сказано: что сверх того, то от лукавого.
* «Философское наследие», т. 132 (Мысль, 2001).