Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?

Тема эмиграции в России сегодня крайне актуальна. И по сути, это способ узнать себя настоящего. Поэтому так сложно дается новая жизнь тем, кто уехал. Оказаться наедине с самим собой — испытание не для слабаков. Истории наших героев — о том, как сделать этот непростой выбор и снова найти себя.

«Эмиграция — это ситуация экзистенциальной дилеммы: выбрать неизменное прошлое или неизвестное будущее, — комментирует психолог Дмитрий Леонтьев. — Истории наших героев — о том, как выглядит „вблизи“ этот выбор. Те, кто выбирает неопределенность, всегда делают шаг в сторону личностного развития, начинают жить более осмысленной, деятельной жизнью».

«Действуй!», «Не бойся!» — за этими словами, как я их понимаю, стоит призыв прислушаться к себе, найти опору в своих ценностях и не позволять собой манипулировать. Невозможно оценить, насколько хорошим был выбор», — считает психолог Марина Хазанова.

Эмиграция стала для наших героев способом прояснить свои глубинные устремления, через преодоление обрести себя

Екатерина осознала, что не готова жертвовать собой, а Тимур — что может доверять себе и готов всерьез совершенствоваться в профессии. Выбирая неопределенное будущее, каждый неизбежно что-то теряет. И именно поэтому невольно оттягивает окончательное решение, оказывается не здесь и не там, как бы и не живет. Об этом «пропущенном» времени сожалеет Евгений, а Елене, чтобы окончательно уехать, пришлось сначала вернуться…

«Не бывает объективно правильного решения, — комментирует психолог Дмитрий Леонтьев, — при любом варианте можно ошибиться. Но все получается, если принять ответственность на себя, признать это решение своим и реализовать его. Те, кто выбирает эмиграцию, берут свою судьбу в свои руки. И сама эта установка важнее, чем смена места жительства. Иногда даже приходит в голову мысль: а не попробовать ли действовать так же, но по эту сторону границы?»

Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?

«Чтобы уехать навсегда, тебе придется вернуться»

Елена, 39 лет, живет в Праге

Я бы сказала себе именно это. Хотя у меня был легкий отъезд: 23 года, никаких особенных притязаний и любопытство — как это, жить в другой стране? Мы с мужем не называли наш отъезд эмиграцией, хотели попробовать, получить новый опыт. И все же я скучала — по родным, городу, друзьям. Мне остро не хватало общения. А потом мы вернулись. И вот тогда я вылечилась от всех своих переживаний.

Оказалось, что скучать было не по чему. После долгого отсутствия понимаешь, что Москва тебя выталкивает, ты ей не нужен. Да и никакого живого общения не получалось — у всех работа, дети, все живут в разных районах… Только по телефону, плюс редкие встречи. Я вдруг поняла, что все дорогие мне люди живут свою собственную жизнь и события происходят — у них без меня, а у меня без них. Это было очень сильное переживание. Зато через год я уехала с легким сердцем. А потом, со временем, оказалось, что все, кто мне дорог, — по-прежнему со мной, несмотря на расстояния.

Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?

«Ты ни о чем не пожалеешь»

Мария, 43 года, врач из Бостона

Однажды мой старый друг спросил: «Если бы ты наперед знала все, что тебе предстоит, — уехала бы?» Я подумала и ответила: «Да!» В России я успешно училась в лучшем мединституте, у меня были хорошие профессиональные перспективы, много друзей. Все это я оставила не ради Америки, а ради любимого человека.

Конечно, я боялась, что трудно будет привыкать к незнакомой жизни, заново пробиваться, доказывать свою профессиональную состоятельность. В общем-то, все опасения сбылись: было очень тяжело. А через несколько лет скоропостижно умер муж, и я осталась одна с маленьким ребенком. Но я все-таки получила образование, стала врачом.

Америка — удивительная страна. Да, с одной стороны, здесь никому нет до тебя дела. Ты свободен от пристального внимания государства и других людей. Но точно так же ты свободен построить свою судьбу и можешь добиться всего, чего тебе хочется. Здесь тебя намного больше ценят за то, кто ты есть. Неважно, как ты одет, какой у тебя дом, в какой школе учатся твои дети, — внешние, статусные атрибуты роли почти не играют, в том числе и при приеме на работу.

Мне не приходится никого из себя строить, чтобы меня оценили и полюбили, я могу быть сама собой. Для меня это очень важно. Было непросто привыкнуть к тому, что здесь нет таких близких отношений с друзьями, как в России. Но зато больше уважения к личному пространству другого человека. С годами я это очень оценила. И друзей нашла. В целом могу сказать: я рада, что я здесь.

Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?

«Решайся быстрее»

Евгений, 56 лет, живет в Торонто

Вот что я бы себе сказал. Иначе, пока колеблешься, не живешь ни там, ни здесь. Мы с семьей готовились к отъезду лет пять-шесть. Я работал в институте, преподавал, была своя небольшая компания. И уезжал я в 41 год не от бедности и не от режима. Я уезжал проверить себя: такая вот экзистенциальная эмиграция. Авантюрность мне всегда была свойственна.

Знаете, один мой приятель, чиновник, сказал как-то, что уехал бы, только точно зная, что его возьмут как минимум «завсектором в мэрию Торонто». По-моему, пытаться на это рассчитывать смешно. В Канаде я три года развозил пиццу, красил стены. Но это тоже был обогащающий опыт.

Я понял, например, что я неплохой семьянин и что только на семью в эмиграции и можно опереться. А сейчас я снова преподаю, у меня снова своя компания, дом, через лужайку — парк с лисами, оленями, зайцами. Но часто я думаю: а может, мне снова все изменить и еще куда-нибудь уехать?

Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?

«Разберись, твое ли это желание»

Екатерина, 36 лет, живет в Гамбурге

И еще я бы сказала себе: «Думай не только о муже и детях, думай и о себе тоже». Наверное, такой совет я бы себе дала. Я уезжала с мужем, он ученый, говорит на шести языках, и ему абсолютно все равно, где заниматься своей физикой. А мне… Мне было очень тяжело.

Да, Германия и правда очень удобная для жизни страна, но она так и не стала моей. При любой возможности я старалась хоть ненадолго съездить домой, в Россию. А еще я очень хотела работать, я ведь окончила факультет журналистики МГУ…

Но сейчас я нашла компромисс. Точнее — вернулась к себе. Потому что мое сердце и все мои интересы принадлежат России. Я бываю здесь каждые полтора-два месяца, пишу очерки и снимаю провинциальные российские города, деревни, их людей. Это хороший, чистый мир с еще сохранившимися, например на Севере, обычаями, говором, удивительными историями. И мне очень хочется рассказать об этом мире.

В общем, я делаю то, что и хочу делать. И посоветовать себе тогдашней могла бы только одно: больше думать о себе. Если бы я больше заботилась о своих интересах с самого начала, то, возможно, мои первые годы в Германии не были бы такими сложными.

Эмиграция: что бы вы сказали себе перед отъездом?

«Вкладывай силы в учебу, больше читай»

Тимур, 35 лет, живет в Роттердаме

Занимайся самообразованием… Если бы я заранее знал, как сложится жизнь, я бы сказал себе именно это. Я архитектор, шесть лет назад уехал в Роттердам, чтобы пройти двухгодичный постдипломный курс обучения в институте Берлаге. Хотя учеба — это был лишь повод уехать… Но в итоге я совсем не жалею о том, что потратил два года на образование: я смог оглядеться вокруг, поискать новые идеи, возможности.

И все же сегодня я точно знаю, что мог использовать время обучения с большей пользой. Причем быть образованнее мне нужно совсем не для того, чтобы получить работу, я и так получил ее сразу после окончания курса. Быть профессионально состоятельнее, лучше ориентироваться в архитектуре мне хочется для себя самого, чтобы попробовать сделать что-то новое, разработать свой уникальный подход. Просто чтобы не стоять на месте.