Цель
Каждый агрессор, независимо от того, каковы его методы, преследует одну цель: отобрать у другого власть, чтобы самому стать хозяином положения.
Стратегия
Обычно нападающий стремится к тому, чтобы лишить атакуемого возможности ответных действий. Он стремится застать жертву врасплох, чтобы она не смогла ничего предпринять и таким образом согласилась с потерей статуса. Если это удается, агрессор продолжает давление, чтобы окончательно утвердить свое превосходство. При этом чем сильнее чувство унижения, которое испытывает жертва, тем труднее ей сопротивляться.
Причины
1. Страх потерять работу
Даже если опасение не подкреплено никакими фактами, боязнь неудачи и унижения затуманивает разум. Агрессор начинает придираться к более успешному сотруднику в надежде отвести внимание от собственных недостатков и выставить себя блюстителем порядка. Такой человек может попытаться устранить коллегу, чтобы никто даже теоретически не мог посягнуть на его положение в компании.
2. Предпочтение жесткого стиля отношений
Такой человек признает только открытую демонстрацию силы и презирает всех, кто кажется ему недостаточно заметным, активным и уверенным в себе. Чтобы потешить самолюбие, он выбирает малозаметного, но результативного сотрудника и устраивает ему публичную «порку».
3. Зависть успехам других
Вместо того чтобы упорно работать над собственными навыками, агрессор вставляет палки в колеса более успешным коллегам и мешает им пожинать плоды своих трудов. Он подрывает уверенность сотрудника, а затем выступает в роли спасителя, закончив за него работу и заслужив похвалу начальства.
Последствия
Последствия буллинга могут быть очень тяжелыми. Те, кто подвергся издевательствам на работе, часто беспокоятся, что не смогут вернуть себе прежнюю уверенность. Способные, активные и творческие люди становятся вялыми, тревожными и безынициативными.
Что делать
Даже если ваши возможности ограничены, у вас есть несколько вариантов действия в момент нападения. То, что вы говорите и делаете в это время, может как утвердить агрессора в его праве безнаказанно мучить вас, так и нейтрализовать его.
Один из действенных способов — открыто ответить на нападки. Лучше вступить в спор, чем промолчать. Уступив в начале, вы рискуете потерять инициативу и принять роль жертвы, которую вам навязывают.
Обвините его в блефе и предложите обосновать критику. Попросите изложить претензии в письменной форме и передать начальству. Ваша цель — охладить наступательный пыл оппонента, заставить его самого отвечать и оправдываться.
Об авторе: Арианна Оуд — психолог, коуч, автор книг о продуктивности и отношениях на работе, в том числе «Буллинг на рабочем месте: Как распознать, остановить и предотвратить агрессивное поведение в коллективе».