Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А значит, чем больше мы будем рисковать, чем громче начнем заявлять о себе, тем больше критики услышим в свой адрес.
Остановить поток мнений нельзя, но можно научиться иначе их воспринимать. Не позволять комментариям тормозить в развитии и движении к целям. Для этого не обязательно отращивать панцирь и становиться более толстокожими.
Прежде чем принимать что-то слишком близко к сердцу, подумайте вот о чем.
1. Вы знаете, кто ваши критики?
Люди, которые раскритиковали или задели вас, — что вы вообще о них знаете? Самую резкую критику обычно позволяют себе анонимы в соцсетях. Таких людей, прячущихся за странными аватарами, вообще не стоит принимать во внимание.
Никто не спорит, что свобода слова важна. У каждого должно быть право выражать мнение. И конструктивные анонимные комментарии вполне имеют право на существование. А вот анонимные уколы и оскорбления оставляют лишь малодушные трусы. Разве стоит позволять таким людям вас задевать?
2. Эти люди для вас важны?
Нас часто задевают слова, мнения и действия людей, которые сами по себе для нас не важны. Мама другого ребенка на детской площадке. Приятель, который когда-то вас подставил и уж точно больше не может считаться другом. Невыносимый коллега из соседнего отдела. Начальник в компании, из которой вы собираетесь уволиться. Токсичный бывший, с которым вы не планируете больше встречаться.
Каждый из этих людей может вас задеть, но важно сделать шаг назад и трезво посмотреть на ситуацию. Эти люди вам не важны — так стоит ли реагировать на их замечания? Но что же делать, если критик важен для вас? Не спешите реагировать — постарайтесь внимательно выслушать чужую точку зрения.
3. Стоит ли опускаться до их уровня?
До уровня тех, кто судит о вас на основании внешности, пола, ориентации, возраста, тех, кто опирается на ваши отличия от них? Едва ли. Все перечисленное не их дело. Если они цепляются к таким вещам, значит, по существу им просто нечего сказать.
4. То, что они говорят и делают, всегда про них самих
То, как человек отзывается о других и ведет себя с ними, показывает, какой он на самом деле. Едкими комментариями, ядовитыми постами, недостойным поведением они рассказывают вам историю своей жизни, делятся тем, какие они на самом деле, во что верят, в какие эмоциональные игры играют, насколько узок их взгляд на жизнь.
Яд, которым они брызжут, — их собственный продукт. Полезно себе об этом напоминать, возможно, даже полезнее, чем стараться полностью избегать их.
5. Не делайте поспешных выводов
Когда мы расстроены или рассержены, нам кажется, что мы знаем, что именно другой человек имел в виду. Возможно, так и есть: он хотел сделать вам больно. А может, мы заблуждаемся. Старайтесь реагировать спокойно, оставьте за собеседником право на собственное мнение, но не принимайте все на свой счет.
6. Прикиньте, как они могут вам помочь
Даже негативная обратная связь, преподнесенная недопустимым образом, может помочь учесть свои ошибки, чему-то научиться и вырасти, особенно если речь идет о работе. Вернитесь к злобному комментарию, когда эмоции поутихнут, и постарайтесь понять, может ли он быть вам полезен.
7. Не позволяйте критикам вас ограничивать
Главная опасность того, что мы принимаем все слишком близко к сердцу, в том, что из-за этого мы занимаем оборонительную позицию, и это существенно ограничивает жизнь, не давая двигаться вперед, развиваться и использовать новые возможности. Не позволяйте критикам загнать вас в этот капкан. Не превращайтесь в жертву.
Не позволяйте другим управлять вашей жизнью. Если вы будете делать что-то стоящее, критики непременно объявятся, но они победят, только если вы позволите им это сделать.