В детстве мы учились благодарить продавщицу в булочной, когда она давала нам конфетку. Прохожего, который возвращал нам мячик. Спасибо за это, спасибо за то, — все воспитанные люди говорят это не задумываясь.
Однако подлинная благодарность стоит гораздо больших усилий. Прежде всего потому, что она ставит нас в слабую позицию по отношению к другому. Мы признаем, что нуждались в другом человеке, зависели от него, а значит, признаем и то, что мы не самодостаточны и можем почувствовать себя в долгу перед ним.
Но благодарность необходима нам для эмоционального равновесия. Выразив другому признательность, мы еще долго будем испытывать удовлетворение и радость.
Философ Мартин Бубер называл это встречей «я — ты». Выражая благодарность, мы покидаем себя и прыгаем в неизвестность встречи, преодолевая собственные пределы. Эта откровенность учит нас тому, чего мы не знали о себе, потому что не были достаточно открыты, встречаясь с собой.
«Чтобы двинуться по направлению к другому, нужно хорошо знать отправную точку. Нужно знать себя и быть с собой», — писал Мартин Бубер. Благодарность — движение вовне от себя, по направлению к другому, которое нас облагораживает и возвышает.
Трое наших читателей поделились своими историями благодарности.
«Я благодарна мужчине, с которым рассталась»
Дина, 27 лет, журналистка
Однажды в мою жизнь вошел мужчина. Без спроса и позволения, он появился и решил: «Мне здесь быть». А потом, когда я к нему привыкла, он так же без предупреждения ушел, не попрощавшись.
Я осталась одна, наедине с бесконечным списком вопросов: «Почему?», «Что я сделала не так?», «Что делать дальше?». Со временем вопросы переросли в обвинения: себя, его и всех вокруг. Обида внутри росла и крепла, а я слабела. Из зеркала на меня смотрела угрюмая, обиженная и озлобленная на весь мир особа. В какой-то момент я сказала себе: «Довольно! Пора отпустить ситуацию».
Легко сказать, но как именно это сделать, никто не знает. Я задумалась: отпустить — значит простить и помнить только хорошее. Говорят, что время лечит, но я не хотела ждать. Я решила сразу записать по пунктам, за что я могла бы поблагодарить этого мужчину.
Первое «спасибо» я вывела буквально со скрипом — грифеля по глянцевой бумаге. Со вторым было легче, с третьим — еще легче, а потом добрые воспоминания возвращались одно за другим, только успевай записывать. К концу списка от месяцев боли не осталось и следа. Я снова была собой. А тот, кого я любила, перестал быть обидчиком и стал лучшим другом.
Мне захотелось поделиться этими словами с ним. Не ради него, а ради себя, чтобы потом не жалеть о важных словах, которые я не сказала человеку, сделавшему меня счастливой, хоть и на время. Я не рассчитывала на ответ. Поблагодарив его, я позволила себе идти дальше, радуясь, что эта история была в моей жизни.
«Жаль, что уже не могу сказать деду «спасибо»
Николай, 32 года, оператор, художник
Дед никогда не говорил: отстань, ты мне мешаешь! Я всегда крутился около него, мне было так интересно смотреть, что он делает. Чтобы я уж не слишком его донимал, он мне давал какую-нибудь деревяшку: вот тебе дрель, сверло, сверли!
Дед с его огромным жизненным опытом умел, кажется, все. В войну он был зампотех (заместитель по технической части. — прим. ред.) дивизии, чинил подбитые танки в полевых условиях. А после войны стал архитектором. К любой работе, будь то большой ремонт или мелкая починка, он подходил как к проекту. Сначала делал чертеж, потом его воплощал.
Много придумывал необычного, конструировал мебель. Делал фантастические вещи из обычного ватмана. Я как-то говорю ему: «Дед, хочу трактор»! Он полдня сидит (уж не знаю, как он придумал эти выкройки) — и получается трактор! Волшебство!
Мне было 8 лет, когда деда не стало. Но он на меня повлиял очень сильно. Прежде всего тем, что привил любовь к физическому труду, показал, что человек должен быть «и творцом, и жнецом». Мне это дает ощущение целостности, да и просто мужской уверенности. Я не завишу от милости электриков, сантехников и других чужих людей. Мне, как и деду, нравится эта автономия.
Я живу в квартире деда, где многое сделано его руками, и стараюсь сохранить ее дух, кое-что из мебели сам изготовил. Это же так приятно — видеть плоды своих трудов. И в творчестве мои навыки мне помогают. В общем, голова и руки у меня в согласии, жаль, что уже не могу сказать деду «спасибо» за это.
«Я поблагодарила своего школьного учителя»
Евдокия, 21 год, студентка
Недавно у моего школьного учителя Льва Иосифовича Соболева был юбилей, и его выпускники писали ему всякие послания. Я написала, что если бы не он, меня бы не было на свете, потому что мои родители познакомились, когда у него занимались: он был их репетитором. Это одно. А второе — это что моя судьба, такая, какая она сейчас, сложилась благодаря ему.
Он учил нас думать, и это, наверное, самое главное. Приглашал к нам на занятия известных филологов и, бывало, прямо во время лекции начинал дискуссию с выступающим. И нам предлагал спорить: не только с одноклассниками, но и с ним самим. Он уважительно к нам относился, не осуждал, мы учились выражать свои мысли, не боясь сказать глупость. И еще меня освободил, раскрепостил наш театр.
Лев Иосифович ставил с нами настоящие спектакли: с читкой, с конкурсом на роль, с костюмами, гримом, светом. Возможность побывать в разных образах помогла мне понять, как устроена жизнь, почему мы поступаем так, а не иначе.
Наконец, благодаря моему учителю я выбрала профессию. У меня родители филологи, и из духа противоречия я говорила, что никогда филологом не стану. А когда в 11-м классе мы стали изучать литературу ХХ века и Лев Иосифович показывал нам, как устроено произведение, какие смыслы оно несет, у меня замирало сердце от восхищения. И я поняла, что это мое, я хочу этим заниматься.
Мое письмо было коротким, но я сказала главное: «Спасибо за то, что сделали меня счастливой».