Чему нас учит покер

И действительно, это игра особенная. Некоторые игры основаны на стратегии, скажем шахматы. В других все определяет случай, так устроены игровые автоматы. Третий тип — где для победы нужно угадать намерения соперника, как в детской игре «камень, ножницы, бумага». А покер соединяет все эти виды игр. Успех зависит одновременно от стратегии, случая и способности блефовать. Тем, кто нуждается в ярких эмоциях и склонен к авантюрам, покер приносит настоящее наслаждение.

Конечно, частью своего успеха он обязан средствам массовой информации, которые превратили покер в новую «американскую мечту». Газеты и журналы, телепередачи и даже целые телеканалы регулярно рассказывают об игроках, которые, участвуя в интернет-турнирах, выигрывали небольшие суммы, а потом вдруг становились миллионерами. В каком-то смысле покер сегодня — это новая метафора борьбы за место под солнцем: все больше молодых людей видят в этой игре шанс заработать первые «серьезные» деньги. «Новичок действительно может совершенно неожиданно обыграть маститого профи, — рассказывает Артур Восканян, вице-президент Федерации спортивного покера России. — Непредсказуемость — вот что прежде всего отличает покер от многих других игр. Расчет и удача органично сосуществуют здесь, и это делает игру захватывающей».

«ВСЕГДА СОХРАНЯТЬ ТРЕЗВУЮ ГОЛОВУ, НЕ ЗАВОДИТЬСЯ ОТ НЕУДАЧ, НЕ ПЫТАТЬСЯ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ ПЕРЕИГРАТЬ ТОГО, КТО ТЕБЯ ЧЕМ-ТО РАЗОЗЛИЛ».

У покера множество разновидностей, в него играют во всем мире — как «вживую», в покерных клубах или дома с друзьями, так и онлайн, в Интернете. Эта игра интеллектуальная, а потому элитарная, она в одном ряду с такими увлечениями, как гольф, крикет, яхтинг. Политики, дипломаты, бизнесмены охотно проводят время за карточным столом. И каждый находит в покере что-то свое. Актеры — применение своим талантам, спортсмены — азарт, писатели — возможность наблюдать за поведением других людей.

Более того — покер преподают в школах! По словам учителя одной из парижских школ Жана-Марка Шикко (Jean-Marc Chicco), который ввел в своем классе час еженедельных практических занятий этой дисциплиной, покер помогает 10–12-летним школьникам побороть волнение, стать терпеливее, развить логику, дедуктивное мышление и математические способности. А на другой стороне Атлантического океана важность изучения покера в современном мире отстаивает профессор Гарвардского университета (США) Чарльз Нессон (Charles Nesson) вместе со студенческой организацией GPSTS. Какие же уроки преподает игрокам покер?

alt
Фото
MARINO BROSSE FOR PSYCHOLOGIES FRANCE

Урок 1: Учиться, учиться, учиться

Правила игры на первый взгляд очень просты. Нужно собрать комбинацию из пяти карт — лучшую, чем у соперника, и таким образом забрать банк, в который входят все ставки игроков. Либо, если победить нельзя, выйти из игры с наименьшими потерями. Эти правила можно усвоить за десять минут — и тут же садиться играть и получать удовольствие уже от первых партий. «И в то же время их приходится изучать всю жизнь, применять новые стратегии, осваивать другие разновидности игры: оставаясь на одном уровне, неизбежно начнешь проигрывать», — уточняет Кирилл Герасимов, выигравший в 2008 году первый чемпионат России по игре в техасский холдем (самая популярная разновидность покера)**. С ним соглашается другой профессиональный игрок Иван Демидов (в 2008 году, став вторым на самом престижном покерном чемпионате, Мировой серии покера (WSOP), он выиграл 5,8 миллиона долларов): «Эта игра учит терпению, принятию быстрых оптимальных решений, тренирует выносливость — эмоциональную и физическую, наблюдательность, память, логику, интуицию. Но требуется время, чтобы развить в себе эти качества до совершенства».

Играя в покер, приходится иметь дело с разнообразной информацией: постоянно просчитывать вероятности (насколько велики мои шансы на победу с такими картами?) и одновременно обдумывать ходы противника, наблюдать за его мимикой, жестами. Партии могут длиться несколько часов, при этом требуются концентрация внимания, свободное владение техникой игры, самообладание. «Чтобы добиться успеха, необходимо не только выстроить стратегию и тактику собственной игры, но и менять их, подстраиваясь под других игроков, то есть быть пластичным, — подтверждает психотерапевт Ирина Денисова. — И этому тоже нужно учиться».

** Его суммарный выигрыш в разных турнирах по покеру за последние три года составил 1,6 млн долларов.

Урок 2: Принимать другого таким, какой он есть

alt
Фото
MARINO BROSSE FOR PSYCHOLOGIES FRANCE

«В школе покера нам говорили, что в свои карты надо смотреть в последнюю очередь, — рассказывает Илья Безуглый, игрок с небольшим стажем***, редакционный директор журнала Maxim. — Сначала надо заглянуть в карты соперников (если есть такая возможность) и, главное, оценить их реакцию на игру: внимательно смотреть на их жесты, мимику и доверять тому, что видишь, а не тому, что они говорят». «Главная составляющая моего успеха — это умение «читать» людей», — признается и Кирилл Герасимов.

За игорным столом собираются очень разные (по уровню игры и типам характеров) люди. Это могут быть восемь опытных игроков и два начинающих, и эти двое особенно опасны, так как могут начать играть, не сообразуясь с картами, которые у них на руках. В этом случае другим игрокам приходится действовать, исходя не из логики покера, а из представления о том, каким новички видят свой следующий ход. Стрижка, движения рук и даже марка часов — все это помогает соперникам понимать друг друга. «В каком-то смысле покер вынуждает игроков развивать способность к эмпатии, хотя в данном случае они преследуют не слишком благородную цель, — признает психотерапевт Виктор Макаров, — так как понять другого в покере необходимо, для того чтобы скорее его разгромить». «Покер — это прекрасный тренинг, который учит читать эмоции и поведение других и принимать людей такими, какие они есть, — соглашается Ирина Денисова. — Пусть даже лишь для того, чтобы распознавать, когда соперники блефуют, и увереннее блефовать самим».

(Не)случайные победы

От умений или от случая больше зависит победа в покере? Как бы нам ни хотелось рассчитывать на благосклонность фортуны, математики доказали, что успех напрямую связан с мастерством.

Этот вывод может изменить законодательство некоторых стран, определяющих покер как одну из опасных азартных игр, и даст ему возможность присоединиться к семейству логических игр, которые официально признаны МОК спортивными: шахматам, шашкам, карточной игре бридж и го. В течение трех месяцев математики из гамбургского Института права и экономики (Германия) фиксировали все онлайн-игры в техасский холдем — самый популярный вариант покера в Интернете. Проанализировав результаты игр 55 тысяч человек, они пришли к выводу, что фортуна чаще улыбается тем, кто разыграл как минимум тысячу комбинаций (что соответствует примерно 33 часам «живой» игры или 13 часам в режиме онлайн, где игра всегда идет быстрее).

Этот вывод подтверждают и исследования Шона Маккаллока (Sean McCulloch), специалиста по компьютерным системам университета Огайо (США). Оценив более 100 миллионов покерных партий в Интернете, он пришел к выводу, что только 24% из них заканчиваются раскрытием карт (и тогда выигрывает тот, кому достался самый удачный расклад). Во всех других случаях победу одерживает самый опытный игрок.

Наталья Гриднева

Подробнее см. NewScientist, 2009, 28 марта.

*** Он стал победителем турнира 2009 года по спортивному покеру среди главных редакторов российских СМИ (Monaco Editors Challenge) с выигрышем 3000 долларов.

alt
Фото
Shutterstock.com

Урок 3: Владеть собой

«Лучший способ понять другого — это научиться понимать и чувствовать себя», — уверен Артур Восканян. Во время игры приходится все время себя контролировать: сдерживать радость, когда выпадает прекрасная комбинация, быть уверенным и спокойным при плохой игре. Умение владеть собой, психологическая устойчивость — важнейшие качества успешного игрока. По мнению Ивана Демидова, покер учит «всегда сохранять трезвую голову, не заводиться от неудач, не пытаться переиграть того, кто тебя разозлил». Другой страстный игрок в покер, теннисист Евгений Кафельников, уверен, что покер, как и теннис, развивает смелость и веру в себя: «Иначе выиграть просто невозможно».

Урок 4: Подняться после падения

«На восьмой минуте я все свои большие фишки проиграл, — вспоминает Илья Безуглый. — От скуки начал играть на плохих картах — стал меньше рисковать. И потихоньку выровнялся. Так и стал победителем». В этом заключается пикантность покера. Можно быть неопытным игроком и, как Илья, выиграть турнир и, наоборот, в совершенстве владеть искусством блефовать, иметь на руках самый лучший набор карт из всех возможных, блистательно играть... и все же проиграть. В результате, например, бэд бита (англ. bad beat), которого опасаются все игроки, — это когда противник вопреки всем вероятностным раскладам неожиданно получает именно те карты, которые приносят ему победу.

Трудно выдержать поражение, особенно если считаешь себя непобедимым; непросто продолжать игру, потеряв (как и выиграв) много денег. Но покер учит игроков подниматься после падения. «В игре, как и в жизни, есть те, кто жалуется, что не повезло, и те, кто ответственность берет на себя, — говорит Виктор Макаров. — Одни ссылаются на фортуну (во многом для того, чтобы не подвергать сомнению собственные действия); другие прилагают еще больше усилий и, как правило, добиваются успеха».

alt
Фото
Shutterstock.com

Урок 5: Наладить отношения с деньгами

«Покер — это прекрасная возможность исследовать свои отношения с деньгами», — считает Артур Восканян. В частности, он учит не переоценивать роль денег в жизни и структурировать свое время. Можно вообще играть не на деньги, в том числе в Интернете. По мнению Ильи Безуглого, «удовольствие получаешь не от выигранных денег, а от того факта, что ты выигрываешь». И все же когда фишки не имеют цены, то и стратегия игры меняется, уходит азарт, теряется кураж. Поэтому многие любители покера, чтобы иметь возможность играть на деньги и при этом не потратить все свои заработки на игру, создают определенный денежный запас для игры, известный как банкролл (англ. bankroll). На один вечер игры они покупают фишек, к примеру, на десять долларов; в случае выигрыша они смогут получить от двадцати до тридцати долларов, проиграв же, потратят сумму, сопоставимую с ценой билета в кино. Выигрыши пополняют банкролл: он становится золотым запасом, растущим по мере того, как улучшается игра его хозяина. В результате игрок получает возможность участвовать в более дорогих турнирах, где и выигрыш, соответственно, может быть большим.

«УСВОИТЬ ПРАВИЛА ПРОСТО, НО ИЗУЧАТЬ ИХ ПРИХОДИТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ: ОСТАВАЯСЬ НА ОДНОМ УРОВНЕ, НЕИЗБЕЖНО НАЧИНАЕШЬ ПРОИГРЫВАТЬ».

Другой способ контролировать свои финансы — с самого начала установить для себя ту границу, которую нельзя переступать, а через год оценить свои прибыли, убытки и только после этого принимать решение о том, где и как играть дальше.

Есть ли риск зависимости?

«Азартность и везение — вот основные предпосылки для болезненной зависимости от любой игры, — объясняет психотерапевт Геннадий Старшенбаум. — Игрок навсегда запоминает это сладостное чувство удачи, стремится вновь и вновь его пережить и начинает проверять: действительно ли фортуна полюбила его? Проигрывает и еще больше хочет играть. Постепенно ему все труднее контролировать себя, желание играть становится единственной целью в жизни».

Как и Геннадий Старшенбаум, психотерапевт Марк Валлер (Marc Valleur) лечит тех, кто страдает от своей неумеренной потребности играть. По его словам, это, как правило, приверженцы чисто азартных игр (любители игровых автоматов, блэк-джека), с которыми связано иллюзорное ощущение того, что игрок может контролировать удачу. «Покер же не только азартная, но и стратегическая игра, что ограничивает риск привыкания, — считает Марк Валлер. — У таких игроков чаще возникают проблемы с деньгами, а не зависимость как таковая: это и подростки, играющие в Интернете, используя кредитные карточки родителей; и взрослые, попавшие в порочный круг: чтобы расплатиться с долгами, они занимают деньги снова и снова».