Можно быть в высшей степени компетентным, самостоятельным и ответственным в работе и при этом вести себя как ребенок или подросток в отношениях. Можно быть зрелым интеллектуально и незрелым эмоционально. «Возраст не всегда является определяющим фактором, – утверждает семейный психотерапевт Жак-Антуан Маларевич (Jacques-Antoine Malarewicz)*. – Все зависит от того, как мы устроены и извлекли ли уроки из пережитого». Так, импульсивность, стремление к новым и необычным впечатлениям, использование других как орудия собственного удовлетворения, неумение отказаться от чего-либо и идеализация партнера являются признаками эмоциональной незрелости. Такая модель поведения поощряется обществом потребления. Современная культура пропагандирует удовлетворение наших потребностей «здесь и сейчас», а период пубертата превращает в жизненный идеал.
По словам психотерапевта, «для зрелости характерно, наоборот, принятие собственных, а значит, и чужих ограничений. В отличие от ребенка и подростка, взрослый человек знает о них и мирится с ними в жизни». Однако это возможно, только если мы опираемся на то, что Фрейд назвал «принципом реальности». В психоанализе реальностью называется то, что существует независимо от нас, противостоит нам и никогда полностью не подчиняется нашим желаниям. Это внешний мир, другие люди, все, что не соответствует иллюзорному всемогуществу и принципу удовольствия (основополагающему для ребенка).
Так какой же принцип руководит вами – принцип удовольствия или принцип реальности?
Подготовила Марина Завизион при участии психотерапевта Жака-Антуана Маларевича
Из сорока утверждений выберите те, с которыми вы полностью согласны.
- 1/40
- Мне очень трудно идти на уступки и компромиссы.
- 2/40
- Любовь – это прежде всего сильные эмоции и яркие ощущения.
- 3/40
- В целом я знаю свои сильные и слабые стороны.
- 4/40
- Скучать вдвоем – это тоже часть любви.
- 5/40
- В любых отношениях двое меряются силами.