Полина Цветкова
Психолог, организационный консультант и лектор
Личный сайт

В детстве, когда говорили, что кто-то умер, я не знала, как реагировать, не могла сопереживать. Говорила утешительные слова, но сама ничего такого не чувствовала. Потом мой дядя, которого я очень сильно любила, умер, и на похоронах я не смогла заплакать. Все говорили, какая я бесчувственная, что не проронила ни слезинки.

Два года назад умер дедушка с маминой стороны. Я увидела его во сне: он перед смертью попрощался со мной. До этого я его год не видела, так как я в другой стране. Когда проснулась, мне сообщили, что он умер, я не могла поверить в это. Но и тогда я не плакала, не чувствовала боль утраты.

Через месяц умер папа. Я утешала его сестру. Но и тогда — ничего… Я понимала, что в такие моменты у меня должны быть другие эмоции и чувства… Друзья, которые были рядом, тоже оказались в шоке от моего безразличия, как и я. Даже мама сказала: «Тебе будет все равно, если и я умру. Хотя бы притворись, что тебе плохо!»

Я не знаю, что со мной не так. Почему я такая?

Сестра с рождения болеет, скоро у нее последняя операция и шанс на выживание 50 на 50. А я вместо того, чтобы сострадать, думаю, что буду делать, если ее не станет. У мамы тоже проблемы с сердцем. Это как бомба замедленного действия. Если случится приступ — может умереть. И я думаю так: если операция провалится, то моя сестра умрет, а если она умрет, то у мамы случится приступ — и ее тоже не станет. Потом я останусь одна? Как я потом жить буду? А что случится со мной?

Вот и все. Я не знаю, как мне стать как все. Что я могу сделать, чтобы были чувства сострадания и боль от потери, как у других?

Сако, 22 года

Сако, добрый день. Отсутствие определенных чувств действительно может порождать миллион вопросов. Я бы рекомендовала вам присмотреться к вашим мыслям: «А если мама умрет и я останусь одна, как я буду жить?» Что с вами происходит тогда?

Мы так устроены, что, как правило, наши чувства связаны в первую очередь с тем, «а как будет мне». Эмпатия построена на зеркальных нейронах, которые помогают нам понять, как больно другому человеку, через то, как больно было (или было бы) нам.

И часто горевание связано именно с тем, что нам сложно привыкнуть к тому, как теперь жить без утраченного

Так что, возможно, то, что вы испытываете, когда задаетесь такими вопросами, и говорит вам о том, что вы вполне можете переживать тревогу о потенциальном уходе близкого.

Более того, Лиза Фельдман Баррет, канадский профессор психологии, представила теорию о том, что эмоции не являются врожденным фактором, а создаются человеком, его мозгом, на основании прошлого опыта. Иными словами — ваш мозг мог просто не научился горевать по каким-либо причинам.

А возможно, вы не распознаете те эмоции, которые испытываете. Существует такое состояние, которое коллеги называют алекситимия. Буквально это неспособность распознать и назвать свои чувства. Но и здесь я бы также не была на 100% уверена, потому что невозможно приписать эту характеристику вам только на основании письма.

Я бы в целом предложила вам начать замечать, какие эмоции вы можете испытывать

Можете ли вы их назвать или пока только ощущаете на телесном уровне как «ком в горле», «тепло в груди», «сердце уходит в пятки», «жар в щеках» и так далее. Это может быть хорошим способом исследования себя.

Сейчас существует множество ресурсов и статей Psychologies, которые помогут вам лучше понимать себя и те эмоции, которые вы можете исследовать и лучше осознавать.