«Настоящей революцией нашего времени стало появление социальных медиа и непрерывного потока информации. И хотя легкий доступ к ней — бесспорное преимущество, именно оно осложняет когнитивные процессы, особенно в сфере родительства», — утверждает школьный психолог Джессика Келер.
Как понять, какой способ воспитания лучший, если они противоречат друг другу? Правильно ли быть матерью-«тигрицей»? Плохо ли контролировать и опекать ребенка? Оставаться ли дома после рождения малыша или выходить на работу?
На эти вопросы нет и не может быть простых ответов. Большинство из них требуют очень личных, индивидуальных решений. И, принимая их, мы рискуем оказаться в ловушке собственных предубеждений и установок.
Когнитивный диссонанс
При необходимости переваривать противоречивую информацию мозг сталкивается с трудностями. Убеждения подвергаются значительной трансформации, если вступают в противоречие с нашим поведением или окружающим миром. Этой теме было посвящено исследование американского психолога Леона Фестингера, оказавшее существенное влияние на профессиональное сообщество и околопсихологические круги.
Именно он впервые заговорил о когнитивном диссонансе — процессе изменения убеждений человека под влиянием его поведения или окружения. Классический пример этого феномена можно увидеть в басне Эзопа (в русской литературе — в переложении И. А. Крылова) «Лисица и виноград»: лисица хочет добраться до вкусных ягод, но лоза слишком высоко. После безуспешных попыток заполучить виноград лисица решает, что не хочет его, потому что он зелен и неспел.
Когнитивный диссонанс — мощная сила, влияющая на мыслительные процессы
В подобную ловушку легко попасться и родителям. Например, одни мамы выбирают карьеру, а другие хотят сидеть дома с ребенком. В зависимости от того, к какой из этих групп принадлежит женщина, она готова считать противоположную позицию «зеленым виноградом» и с боем отстаивать «правильность» положения, в котором, возможно, оказалась в силу обстоятельств. Позиция «Не могу представить, как это — растить ребенка и работать! Я бы так никогда не поступила!» сталкивается с подходом «Ни за что не стала бы сидеть весь день с детьми — это слишком скучно!».
Когнитивный диссонанс — мощная сила, влияющая на мыслительные процессы. Мы меняем наши убеждения для того, чтобы устранить несоответствия между нашими мыслями, поведением и миром вокруг нас. И это когнитивное искажение может влиять на нашу способность ясно видеть варианты решений в вопросах воспитания детей.
Подтверждение наших предубеждений
Всем нам свойственно искать подтверждение правильности собственных установок и мнений, а также факты, говорящие о «неправильности» противоположных. Взять, к примеру, политику: если у нас сформировалось твердое мнение относительно какой-то проблемы или кандидата, то при поиске информации мы будем выбирать то, что подтверждает нашу позицию. Тот же механизм работает и при решении более простых задач.
Наша склонность находить подтверждение своим предубеждениям только на первый взгляд кажется безобидной. Со временем это может начать приносить вред. Например, если мы убеждены, что быть строгим правильно, то можем искать (и находить) в интернете ответы на запросы типа «почему у строгих родителей вырастают прекрасные дети» либо читать только ресурсы, пропагандирующие строгость в системе воспитания.
Такое происходит повсюду и со всеми, поэтому так важно сделать шаг назад и подумать о последствиях. Если посмотреть более глобально, то общество, в котором каждый находит лишь подтверждение собственных убеждений, станет слишком поляризованным.
Стойкость предубеждений
Что происходит после того, как наша позиция полностью сформирована и мы сталкиваемся с фактами, ее опровергающими? Меняется ли наше мнение в соответствии с новой информацией? Джессика Келер уверена, что нет. Обычно мы продолжаем придерживаться своих убеждений, несмотря на подтверждения их несостоятельности.
По результатам исследования, даже встретившись с недвусмысленными доказательствами ложности наших идей и концепций, мы все же остаемся им верны. Стойкость убеждений — это феномен человеческой психики и проблема, которая глубоко проникает в сферу родительства.
К примеру, мать считает, что для правильной социализации ребенок должен идти в детский сад в два года. Даже если она читает об исследовании, доказывающем ложность такой идеи, то не захочет менять свою систему убеждений.
Анализируй это
Как разумные потребители информации мы способны что-то изменить, если будем анализировать собственный мыслительный процесс. Читаем ли мы всегда одни и те же ресурсы о воспитании детей? Обмениваемся ли информацией исключительно в тех группах, где придерживаются той же позиции? Готовы ли усомниться в правоте своих убеждений — даже самых прочных?
«Если в каждом из нас произойдут хотя бы небольшие изменения в сторону рефлексии над собственными мыслями и поведением, это может стать началом больших перемен в нашем общем мире», — заключает Джессика Келер.
Об авторе: Джессика Келер — школьный психолог, исследует вопросы взаимодействия педагогов и учащихся.