Когда я впервые увидела свою дочь, то подумала: «Я не узнаю тебя». Она была непохожа на меня внешне и, как вскоре выяснилось, вела себя тоже совсем по-другому. Как рассказывали родители, в детстве я была спокойным ребенком. Моя дочь оказалась другой. Она ревела ночами напролет, пока мы с мужем безуспешно пытались ее успокоить. Тогда мы были слишком измучены, чтобы осознать главное — своим криком дочь давала нам понять, что она отдельный, независимый человек.
Наше взаимодействие с детьми определяет их манеру взаимодействия с окружающим миром в будущем
Именно поэтому важно объяснять детям, что мы любим их такими, какие они есть. Мы должны помочь им научиться доверять взрослым, управлять эмоциями и относиться к другим людям с состраданием. В этом нам помогут доверительные беседы. По мере взросления детей темы могут меняться, но есть три главных сообщения, которые важно проговаривать снова и снова.
1. «Тебя любят за то, кто ты есть и кем ты станешь»
Пример
«Мне не нравится, когда ты дерешься с братом, но я по-прежнему люблю тебя».
«Раньше ты любила эту песню, а теперь она тебе не нравится. Так интересно наблюдать, как ты и твои предпочтения меняются с годами!»
Объяснение
Давая понять, что вы любите детей за то, кто они есть и кем станут в будущем, вы создаете доверительные отношения и формируете безопасную привязанность. Стройте отношения на основе совместной деятельности, занимайтесь вместе тем, что они хотят делать. Обращайте внимание на их увлечения и интересы. Когда вы проводите время с детьми, не отвлекайтесь на работу, домашние обязанности или телефон. Важно показать, что вы полностью сфокусированы на них.
Дети, построившие отношения безопасной привязанности с родителями, обычно обладают более высокой самооценкой и сильным самоконтролем, чаще демонстрируют эмпатию и сострадание. У них развиты навыки критического мышления и заметны успехи в учебе.
2. «Твои чувства помогают родителям понять, что тебе нужно»
Пример
«Я слышу, что ты плачешь, и пытаюсь понять, что ты просишь в данный момент. Я попробую взять тебя на руки по-другому. Посмотрим, поможет ли это».
«Когда мне хочется спать, я становлюсь очень капризной. Может быть, сейчас тебе тоже хочется спать?»
Объяснение
Приятно общаться с детьми, когда они в хорошем настроении, с ними легко ладить и можно весело проводить время вместе. Но дети, как и взрослые, испытывают неприятные чувства: грусть, разочарование, отчаяние, злость, страх. Часто они выражают эти чувства плачем, истериками и непослушным поведением. Обращайте внимание на детские эмоции. Так вы покажете, что их чувства вам не безразличны, и они могут на вас рассчитывать.
Если детские эмоции ставят вас в тупик, задайте себе следующие вопросы:
Реалистичны ли мои ожидания относительно детей?
Научил(а) ли я детей необходимым навыкам?
Как чувства детей влияют на них прямо сейчас? Может быть, они слишком устали или огорчены, чтобы мыслить ясно?
Как мои чувства влияют на то, как я реагирую на детей?
3. «Существуют разные способы, чтобы выразить чувства»
Пример
«Расстраиваться нормально, но мне не нравится, когда ты кричишь. Можно просто сказать: „Я расстроен“. Ты можешь выразить свои чувства, топнув ногой или сжав подушку, вместо того чтобы кричать».
«Порой в моменты грусти мне хочется рассказать кому-нибудь о своих чувствах и обняться. А иногда мне нужно просто побыть одной в тишине. Как ты думаешь, что может помочь тебе сейчас?»
Объяснение
Для младенцев плач и крик — единственный способ выразить негативные чувства. Но мы не хотим, чтобы подросшие дети выражали чувства таким образом. По мере того как их мозг развивается и словарный запас растет, они обретают возможность выбирать способ выражения своих эмоций.
Поговорите с ребенком о правилах выражения эмоций в вашей семье. Как дети и взрослые могут выражать возникающие эмоции? Используйте художественные книги, чтобы показать ребенку, что у всех есть чувства. Совместное чтение дает возможность поговорить о сложных чувствах, с которыми сталкиваются разные персонажи, и попрактиковаться в решении проблем без эмоционального вовлечения в ситуацию.
Об авторе: Шона Томайни — психолог, преподаватель Университета штата Орегона, автор программ для развития социальных и эмоциональных навыков среди детей и взрослых.