Когда мы начинаем выполнять какое-либо задание, в памяти создается напряжение, которое разряжается, когда цель достигнута. Незавершенные дела приводят к тому, что напряжение накапливается, а чувство удовлетворения от сделанного не наступает, растет уровень стресса.
Возможны и другие варианты:
Когда удовольствие несет не результат, а процесс. Для некоторых людей движение к цели важнее результата, поэтому незавершенные дела приносят им больше удовольствия, чем завершенные. Тем не менее даже для них существует фактор стресса от незаконченных дел, которые пришлось отложить, ведь в них нет ни результата, ни удовольствия от процесса.
Когда не важен ни процесс, ни результат. У этой категории людей нет ни целей, ни мотивации, в головах и жизни хаос. Им не важно, что и когда получать и каких целей достигать. К сожалению, отсутствие самоорганизации мешает в работе, семье, отношениях с окружающими. Наладить жизнь одними только навыками тайм-менеджмента у них не получится.
Большинство все же подпитывается энергией от завершения дела, поэтому для них важно заканчивать начатое. Для этого нужно уметь правильно определять цели и задачи:
- если дело можно закончить сейчас, его не нужно откладывать;
- цель, которая не может быть достигнута в ближайшее время, должна быть разбита на несколько подцелей, каждую из которых можно реализовать в обозримый срок. По мере возможностей завершайте их одну за другой, получая удовлетворение от результата, несмотря на то, что основная задача все еще «висит».
Как правильно планировать дела
Существует несколько подходов к вопросу:
- строить планы на день, неделю, месяц, год и исполнять их, при необходимости корректируя список целей;
- в каждой ситуации определять приоритетные задачи и решать их, а остальные дела выполнять стихийно, по мере появления.
Оба подхода имеют право на существование, и нет универсальных рекомендаций о том, как правильно жить. Вы выбираете ту схему, которая позволяет накапливать энергию вам. Первое, что следует выяснить, — что для вас связано с притоком или уходом энергии. И тогда станет понятно, нужно ли вам разбираться с оконченными и неоконченными делами. Возможно, вы окажетесь именно тем человеком, который «питается» от незавершенных дел, а значит, планирование и регламентирование жизни для вас не играет существенной роли.
Как научиться завершать дела?
Речь пойдет главным образом о тех, кто ориентирован на результат, придерживается какого-либо плана, ставит цели. Для них важно завершить то или иное дело, потому что в противном случае они будут накапливать напряжение.
К достижению результата можно применить тот же подход, что и к целеполаганию: дело, которое невозможно завершить в один заход (например, ремонт, обучение в вузе, изучение иностранного языка и т.д.), нужно разбить на этапы и последовательно их закрывать. Если что-то не получается, разобраться в причине. Спросите себя, почему вы не хотите это делать, что предпринимаете, чтобы завершить начатое? Какой следующий шаг планируете сделать?
Прием для тягостных и нелюбимых задач — делегирование
Ответы на вопросы могут открыть неочевидную истину — возможно, дело, за которое вы взялись, вам не нужно. Оно не соответствует жизненным целям и желаниям, требует слишком больших усилий, несоразмерных результату, или неактуально. В таком случае его можно и даже желательно не завершать. Если проанализируете ситуацию и решите, что делать этого не будете, для вашего восприятия задача перестанет быть незавершенной. Закрывая вопрос, можно получить тот же эффект, что и при окончании дела: оно больше не будет на вас давить, вы ощутите приток энергии.
Второй прием для тягостных и нелюбимых задач — делегирование. Научитесь перепоручать то, что никак не можете довести до конца, другим.
Классифицировать дела по важности
Ежедневно нас обступают сотни крупных и мелких дел. Как разобраться, за что взяться сразу, а что отложить на потом? Удобный инструмент, который позволяет быстро распределить дела, — разделить лист на 4 части. В каждую впишите текущие задачи по степени их важности и срочности:
- верхний левый квадрат — важно и срочно;
- верхний правый квадрат — важно, но не срочно;
- нижний левый квадрат — срочно, но не важно;
- нижний правый квадрат — не срочно и не важно.
Если незавершенные дела распределить на эти четыре части, то сразу станет понятно, что нужно сделать в первую очередь, а что может потерпеть до более удобного времени или даже до следующего дня (недели, месяца).
Чтобы еще эффективнее справляться с зависшими задачами, придерживайтесь правил:
- К каждому делу подходите осознанно и сосредоточенно Фокусируйте внимание на том, что делаете. Выполняя что-либо на автомате, мы не фиксируемся на результате, в итоге получаем от завершения дела меньше удовольствия и энергии. Поэтому нужно сосредотачиваться на том, чем заняты.
- Заканчивайте дела одно за другим Это правило логически вытекает из первого — если мы заняты несколькими делами одновременно, мы не можем сфокусироваться ни на одном из них. Наше внимание рассеяно, а значит, и в полной мере оценить результат мы не можем. Откажитесь от многозадачности, которая сама по себе отнимает энергию. Четко осознавайте начало и окончание каждого дела.
- Отдыхайте между задачами Расслабление после напряжения сил просто необходимо, иначе вы рискуете сразу же истратить энергию. Если нет возможности потратить немного времени на отдых или развлечения, меняйте вид деятельности. Например, после напряженной умственной работы займитесь спортом, а после уборки почитайте книгу.
Самое главное — найти собственный способ пополнения энергии. Если для вас это завершение всех начатых дел — планируйте время и распределяйте дела по важности. А если вы получаете удовольствие от процесса, фиксируйте внимание на нем, а не на результате. Это поможет вам вести более сбалансированную жизнь, позволит избавиться от лишнего стресса и даст возможность открыть новые источники энергии.
Ольга Драгая — психолог, лайф-, велнес-, бизнес-коуч. Ведет блог в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация).